Действительно, что лучше всего можно противопоставить идее и реальности общественного прогресса? Конечно же, определенного рода консервативную мистику, с позиции которой современная цивилизация есть безусловное зло, а вот раньше существовало некое идеальное народоустройство. Описание этого «рая на земле» в различных вариациях повторяет идею древнегреческого поэта Гесиода о Золотом веке человеческой истории. Гесиод являлся одним из первых известных мистиков, кто подобного рода идеи воспроизвел. А заложены они в тайных культах жрецов, магов и шаманов, принадлежащих практически всем ныне известным традициям, имеющим древние истоки.
Их знания принято называть эзотерическими, от греческого слова «ezoterikos», что означает «тайный», «внутренний». Эзотерическому противопоставляется «внешнее», и с этой точки зрения внешними являются все, кто верит в реальность общественного прогресса. С позиции такого рода эзотерических учений история является ни чем иным, как упадком. Развитие техники, успехи в медицине, повсеместное распространение образовательного минимума есть ни что иное, нежели зримое свидетельство все возрастающего «попечения о плоти», забвения высших духовных принципов. Но все же зададимся вопросом, является ли подобного рода эзотеризм единственно возможным эзотеризмом и не существует ли ему альтернатива?
Кстати, уже упомянутый нами прогрессист Жак Аттали состоит в Бильдербергском клубе, который является также своего рода эзотерическим. По разным данным его численность не достигает и 400 человек во всем мире. Занимается он вопросами глобального управления, изыскания путей решения мировых проблем и прогнозами на будущее. Причем, эти прогнозы имеют как духовный, так и вполне материальный характер. Можно упомянуть и такие организации, как Трехсторонняя комиссия или Римский клуб. Конечно же, все эти «тайные общества» ориентируются на всестороннюю модернизацию, что вызывает у их непримиримых консервативных оппонентов упреки в стремлении к мировому господству и осуществлению «царства антихриста».
Последнее особо указывает на наличие явного недовольства со стороны христианских и исламских фундаменталистов. Если говорить о христианстве, то фундаментализм появляется в нем во всех конфессиях: и в протестантизме, и в католичестве, и в православии. Представителям любой разновидности фундаментализма присуща уверенность, что только их трактовка религии, к коей они принадлежат, является истинной. Все остальное относится к «заблуждениям человеков», а то и вовсе порождено наущениями дьявола. Такая установка отличается монизмом, то есть учением о единственности истины и наличии общих для всех существ без исключения духовных законов.