Страница 1 из 1

Трансантропология

СообщениеДобавлено: 03-08, 21:40
Immanuil
Тема чрезвычайно важная в контексте Викки. Именно викканская традиция делает серьезный акцент на одушевленность всего природного мира и наличие возможностей разумных форм жизни, имеющих естественную взаимосвязь с нашей планетой, но подчеркнуто отличающихся от человеческой формы. Эльфы, фэйри, гномы, русалки, тотемные животные – с этими и другими сущностями в Викке имеют прямое взаимодействие. Трансантропология означает прежде всего расширение границ за пределы человеческого и принципиальную неудовлетворенность «человеческим-слишком-человеческим», исследование разумного непознанного.

СообщениеДобавлено: 03-08, 21:42
Immanuil
Главная причина этого исследования заключается в том, что в особенности с эпохи Промышленной революции, актуальным становится рождение существ внечеловеческой природы внутри человеческого вида. Полагаю, многие виккане, и не только они, осознают собственную природу как выходящую за пределы изучения классической антропологии. Причина массового появления на человеческом плане бытия внечеловеческих сущностей, согласно брахманическому индуизму и исламу, заключается в образовании «щелей Великой Стены», ясно, что данное повествование указанные религии ведут в исключительно негативном смысле. Об этом же в православной проекции говорится как о «космосексе».

Изображение

Понятное дело, для виккан, телемитов, нью-эйджеров, и конечно же, сатанистов (при всей их несхожести) подобное положение дел только приветствуется, ибо оно разрушает диктат глобального человеческого социума и освобождает от формировавшегося веками и даже тысячелетиями социального гипноза. А этот гипноз осуществлялся через реализацию проектов сверхобществ в разные периоды человеческой истории.

Итак, в данной теме приглашаю к разговору обо всем, что касается внечеловеческих сущностей, и причастности рождающихся в человеческой форме к их природе.

Изображение

СообщениеДобавлено: 03-08, 21:45
Immanuil
Начну я со спектакля, который был поставлен в моем Витебске, в Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа. Называется он «Легенда о любви» (по-белорусски звучит «Легенда пра каханне»). Я уже как-то упоминал о нем в связи с вопросами символизма, и говорил, что Леся Украинка по своему духу стопроцентно викканский автор. После его премьеры с режиссером Юрием Лизенгевичем, кстати, украинцем по национальности, родившемся в Киеве, у нас состоялся очень глубокий разговор об антропологическом тоталитаризме и выходе из-под его диктата, об изначальном блаженстве внечеловеческих состояний. Спектакль получился энигматическим, глубоким, потрясающе мелодичным, и позволяющим совершить сдвиг восприятия, что в искусствоведении принято называть «катарсисом». В спектакле замечательно выражена идея Первозданной традиции, которая разрушается посредством влияния диктата хищной антропогенной среды. Итак, статья «Возвращение к сущности» в форме интервью с режиссером, где ярко затронуты вопросы соотношения человеческого и внечеловеческого, так важные для викканства. Опубликована в газете «Витебский курьер», №20 (125), 24 мая 2012 года.

Изображение
Юрий Лизенгевич

СообщениеДобавлено: 03-08, 22:00
Immanuil
ВОЗВРАЩЕНИЕ К СУЩНОСТИ

На коласовской сцене прошла премьера спектакля «Легенда пра каханне» по мотивам драматической поэмы Леси Украинки «Лесная песня».

Название статьи придумано не мною, оно взято у замечательного французского метафизика и традиционалиста Жана Бьеса. Зато оно точно отражает сущность спектакля режиссёра Юрия Лизенгевича, который и по смыслу, и по сценической форме, буквально раскрывает зрителям врата в мир изначального, показывает нам первоначальную гармонию существования. А далее представляет механизм разрушения этой гармонии вследствие торжества человеческого прагматизма и утилитаризма. Человеческий принцип практической пользы, а точнее её беспринципность, противостоит в спектакле не зависящей от пространственно-временных ограничений среде мифологических персонажей. И это воплощение изначальной гармонии должно пройти через грехопадение в цивилизацию, вследствие чего изначальная сущность возвращается, но уже на новом уровне, обогащённом опытом страдания и осмысления.

Изображение

Следует отметить полное попадание актёров в магию и мистицизм сценического ритма и речевой мелодики спектакля. Елена Ганум, Виктория Гриева, Денис Авхаренко и другие замечательные артисты театра донесли до зрителей высокую правду чувств и трагического осмысления действительности через уникальную форму сценического обобщения. Стоит особо выделить фактический дебют на театральной сцене Виктории Гриевой в роли Мавки. Ибо ранее эта молодая и талантливая актриса выступала в «дневных» спектаклях для детей. Теперь она получила первую роль во «взрослом» спектакле, и дебют прошёл блестяще. Кстати, Виктория Гриева является ученицей Юрия Лизенгевича, который в текущем году, обратим внимание абитуриентов и их родителей, будет набирать актёрский курс на базе «Витебского государственного колледжа культуры и искусств». В нашей беседе с режиссёром спектакля мы уделили большое внимание уникальности личности Леси Украинки и поэтического содержания её драмы-феерии.

– Юрий Игоревич, в чём всё-таки близость смысла этой певучей поэзии Леси Украинки белорусскому национальному духу?

Во-первых, действие происходит в Полесье, и уже это говорит о близости. Потом вот эта формула: национальное по форме и общечеловеческое по содержанию, характеризует искусство. Правда данной формулы подтверждается жизнью. Речь ведь не идёт о национальной принадлежности каких-либо человеческих чувств. Они имеют общечеловеческий характер. Чаяния людей, они также общечеловечны. Все люди хотят жить, хотят мира, быть любимыми.

– Хотят счастья, в конце концов…

Да, именно счастья. И представления об этом у всех народов схожи. Боле того, я скажу: люди так устроены, что они мыслят символически и ассоциативно. Когда идёт прямой посыл, и театр занимается повествованием того, что происходит «в жизни», зачастую человек его может не принять. Потому что это слишком открытый ход к его душе. А когда это, как будто, не о нём, человек легче идёт на сопоставление с самим собой. Нет никакой необходимости в дидактике. Иначе человек закроется. Он откроется только когда это как бы «не обо мне». Подумает, и найдет много общего с самим собой. Люди ходят в театр для того, чтобы посмотреть на себя, но со стороны.

– Вот отсюда, наверное, эта мифология…

Конечно. А для чего мы читаем греческие мифы, для чего мы читаем великих классиков? Потому что в проблемах, которые там поднимаются, мы узнаем свои проблемы и раскрываем себя в них. Выбор «Лесной песни» Леси Украинки был обусловлен тем, что хотелось рассказать о том, как всё-таки мы варварски относимся к чистоте, как мы не терпим вокруг себя чистые души, чистоту чувств. Как мы стремимся их подавить, привести в обыденное состояние, и потому идёт смертельная удавка всего, что отличается подлинностью.

Изображение

– Того, что является примордиальным, то есть первозданным.

Так и есть, когда существует какой-то нетронутый мир, и туда приходят «люди», которые выносят свою «чертовщину», уничтожают зародившиеся чувства. Вот оно, человеческое варварство, когда мы сталкиваемся с проявлениями эгоизма, когда есть только «у меня» жизнь, а «у тебя» её нет, вот это отнятие права на жизнь, на чувства у другого человека. И эта тема легла в основу спектакля. Я даже хотел вывести в название спектакля реплику из пьесы Леси Украинки: «Не руш, не рэж, не забiвай». Леся Петровна росла нездоровой девочкой. В девять лет она заболела костным туберкулёзом, что, конечно же, отложило отпечаток на её мировосприятие. В связи с болезнью она вынуждена была в большей мере наблюдать мир из окошка. И он ей казался враждебным. Так формировался ее особый мир, который естественным образом перешёл и во взрослую жизнь. Потом, когда Леся стала взрослой, тоже были сложности, в том числе психические её проблемы, выражавшиеся в истерии.

– То есть она сама была таким существом, то ли эльфом, то ли мавкой?..

Да. Она услышала про Мавку от своего родственника, дяди Льва. И по ночам бегала на озеро, чтобы её увидеть. И однажды стала утверждать, что её увидела. Она сопоставляла себя с Мавкой, и этот персонаж произвёл в её воображении невероятное впечатление. А написала «Лесную песню» за два года до ухода из жизни. Причём это произведение написано в 1911 году, потом она его бесконечно переделывала, есть четыре варианта «Лесной песни». И только в 1912 году, где-то в ноябре, закончила переделывать. Эти варианты достаточно разнятся, и я в Музее Леси Украинки в Киеве всё это смотрел, и составлял композицию из этих вариантов. А в 1913 году она умерла. Прежде мы хотели поставить спектакль к столетию пьесы, но так получилось, что он будет приурочен к столетию со дня смерти Леси Украинки. Это одно из последних ее произведений, которое она вынашивала всю свою жизнь. Глубина классического произведения доказывается временем, и время заносит его в разряд классики, либо наоборот, вычёркивает. Мы же, как современные люди, через эту тему убиения чистоты понимаем, что черти живут не в лесу, они живут в человеческом обществе. Люди составляют чертовщину, а не духи лесные. Убили любовь, и это происходит на каждом шагу. Но возвращаясь к жизни, Мавка всё равно сохраняет в себе вот эту любовь, ибо любовь есть то, что поднимает человека до уровня Человека.

Изображение
Леся Украинка

СообщениеДобавлено: 03-08, 22:06
Immanuil
– Выходит, Тьму составляют не какие-нибудь мифологические страшные образы, а человеческое общество.

В традицию изображения лесных духов утвердилась бутафорско-сказочная эстетика. Ведь советская культура не позволяла как-то иначе воспринимать мифологических персонажей, нежели в сказочном антураже. А Божественное, дьявольское – эти ведь темы были исключены! Мы сегодня только начинаем говорить о Лесе Украинке, как о мистическом человеке. Она действительно мистический человек. И потому существование вот этих персонажей Матери Лукаша и Килины, и овурдалачивание ими Лукаша, вот это есть дьявольщина! Вот где мистика! Она действительно заключена не столько в Русалке и Мавке, а в человеческих персонажах. Они несут в себе дьявольщину.

Изображение

– Вот это выпадение из естественного, идеального состояния, оно должно было произойти, дабы обрести опыт, без которого не было бы осознанного существования?

А возможно ли предотвратить любовь? Ведь у каждого человеческого существа свой путь, который нужно пройти самому. Каждому начертан свой опыт, который складывается не просто из рока, фатума, но из знания и чувства. Для чего же мы это рассказываем? Для того, чтобы, наверное, поведать, как люди, подходя к любви со своей меркой, превращают это в трагедию. Просто-напросто убивают. Вспомним, опять-таки: «Не руш, не рэж, не забiвай». Но уберечь никого нельзя, человек пройдёт свой путь, и Мавка идёт по нему. Здесь гимн любви. Любовь не предполагает раскаяния. Люди, которые её убивают, должны каяться, а не те, кто полюбил. Любовь неубиенна, любовь – это то, что спасает, любовь – это дар Божий, а вокруг существует дьявольская предвзятость и уничтожение. Вот тот стержень, через который следует рассматривать эту пьесу и наш спектакль.

– Получается, что человеческая правда Матери Лукаша и Килины утверждает состояние перманентного грехопадения?..

Любовь всегда выходила за грани нормы дозволенного. В патриархальных обществах любовь исключается. Невестка выбирается родителями жениха или покупается. Любовь – из ряда вон выходящее явление, эту тему нельзя упускать у Леси Украинки. У неё у самой трудная судьба была.

– Да, психика совсем нечеловеческая, при остром уме, невероятной проницательности и несгибаемой воле…

Она была очень образованным человеком, и светской дамой, к тому же. Была принимаема во всех культурных сферах: и в Петербурге, и в Грузии, и в Украине, и в Москве. Она обладала высочайшим уровнем культуры. В том числе и потому всё иначе видела. Не только через интуитивизм, но и через высокую образованность. Воображение подкреплялось знаниями. Но, будучи совсем больной, тогда это называлось «истерия», причём с мучительными, невероятными болями, она садилась писать для того, чтобы не принимать морфий. Вместо морфия она писала. В этом было её спасение. Но это возможно только при невероятном человеческом мужестве. В таком вот обострённом психо-физическом состоянии перед Лесей Украинкой раскрывался невидимый спокойному глазу мир. И только сейчас мы начинаем приближаться к разгадке её личности.

Изображение

– Зрители могли сразу отметить уникальную певучую речевую мелодику Вашего спектакля. Она вводит зрителя в мифологическую среду, и погружает в сценическое действие. Это изначально предполагалось в ходе репетиционного процесса?

В стихе есть мелодика, которая заключается в определённом ритме, и в этот ритм человек, хотите – не хотите, всё равно втягивается. И он уже там, внутри ритма, будет находиться. Аритмия опасна, а ритм всегда затягивает. Мы обязательно попадаем в эту магию ритма.

– Мы пожелаем зрителям проникнуться этим магическим ритмом, а самому спектаклю оставаться в их сердцах, успешно выполняя миссию умножения любви в нашем мире.

Изображение