ВОЗВРАЩЕНИЕ К СУЩНОСТИ
На коласовской сцене прошла премьера спектакля «Легенда пра каханне» по мотивам драматической поэмы Леси Украинки «Лесная песня».
Название статьи придумано не мною, оно взято у замечательного французского метафизика и традиционалиста Жана Бьеса. Зато оно точно отражает сущность спектакля режиссёра Юрия Лизенгевича, который и по смыслу, и по сценической форме, буквально раскрывает зрителям врата в мир изначального, показывает нам первоначальную гармонию существования. А далее представляет механизм разрушения этой гармонии вследствие торжества человеческого прагматизма и утилитаризма. Человеческий принцип практической пользы, а точнее её беспринципность, противостоит в спектакле не зависящей от пространственно-временных ограничений среде мифологических персонажей. И это воплощение изначальной гармонии должно пройти через грехопадение в цивилизацию, вследствие чего изначальная сущность возвращается, но уже на новом уровне, обогащённом опытом страдания и осмысления.
Следует отметить полное попадание актёров в магию и мистицизм сценического ритма и речевой мелодики спектакля. Елена Ганум, Виктория Гриева, Денис Авхаренко и другие замечательные артисты театра донесли до зрителей высокую правду чувств и трагического осмысления действительности через уникальную форму сценического обобщения. Стоит особо выделить фактический дебют на театральной сцене Виктории Гриевой в роли Мавки. Ибо ранее эта молодая и талантливая актриса выступала в «дневных» спектаклях для детей. Теперь она получила первую роль во «взрослом» спектакле, и дебют прошёл блестяще. Кстати, Виктория Гриева является ученицей Юрия Лизенгевича, который в текущем году, обратим внимание абитуриентов и их родителей, будет набирать актёрский курс на базе «Витебского государственного колледжа культуры и искусств». В нашей беседе с режиссёром спектакля мы уделили большое внимание уникальности личности Леси Украинки и поэтического содержания её драмы-феерии.
– Юрий Игоревич, в чём всё-таки близость смысла этой певучей поэзии Леси Украинки белорусскому национальному духу?
Во-первых, действие происходит в Полесье, и уже это говорит о близости. Потом вот эта формула:
национальное по форме и общечеловеческое по содержанию, характеризует искусство. Правда данной формулы подтверждается жизнью. Речь ведь не идёт о национальной принадлежности каких-либо человеческих чувств. Они имеют общечеловеческий характер. Чаяния людей, они также общечеловечны. Все люди хотят жить, хотят мира, быть любимыми.
– Хотят счастья, в конце концов…
Да, именно счастья. И представления об этом у всех народов схожи. Боле того, я скажу: люди так устроены, что они мыслят символически и ассоциативно. Когда идёт прямой посыл, и театр занимается повествованием того, что происходит «в жизни», зачастую человек его может не принять. Потому что это слишком открытый ход к его душе. А когда это, как будто, не о нём, человек легче идёт на сопоставление с самим собой. Нет никакой необходимости в дидактике. Иначе человек закроется. Он откроется только когда это как бы «не обо мне». Подумает, и найдет много общего с самим собой. Люди ходят в театр для того, чтобы посмотреть на себя, но со стороны.
– Вот отсюда, наверное, эта мифология…
Конечно. А для чего мы читаем греческие мифы, для чего мы читаем великих классиков? Потому что в проблемах, которые там поднимаются, мы узнаем свои проблемы и раскрываем себя в них. Выбор «Лесной песни» Леси Украинки был обусловлен тем, что хотелось рассказать о том, как всё-таки мы варварски относимся к чистоте, как мы не терпим вокруг себя чистые души, чистоту чувств. Как мы стремимся их подавить, привести в обыденное состояние, и потому идёт смертельная удавка всего, что отличается подлинностью.
– Того, что является примордиальным, то есть первозданным.
Так и есть, когда существует какой-то нетронутый мир, и туда приходят «люди», которые выносят свою «чертовщину», уничтожают зародившиеся чувства. Вот оно, человеческое варварство, когда мы сталкиваемся с проявлениями эгоизма, когда есть только «у меня» жизнь, а «у тебя» её нет, вот это отнятие права на жизнь, на чувства у другого человека. И эта тема легла в основу спектакля. Я даже хотел вывести в название спектакля реплику из пьесы Леси Украинки:
«Не руш, не рэж, не забiвай». Леся Петровна росла нездоровой девочкой. В девять лет она заболела костным туберкулёзом, что, конечно же, отложило отпечаток на её мировосприятие. В связи с болезнью она вынуждена была в большей мере наблюдать мир из окошка. И он ей казался враждебным. Так формировался ее особый мир, который естественным образом перешёл и во взрослую жизнь. Потом, когда Леся стала взрослой, тоже были сложности, в том числе психические её проблемы, выражавшиеся в истерии.
– То есть она сама была таким существом, то ли эльфом, то ли мавкой?..
Да. Она услышала про Мавку от своего родственника, дяди Льва. И по ночам бегала на озеро, чтобы её увидеть. И однажды стала утверждать, что её увидела. Она сопоставляла себя с Мавкой, и этот персонаж произвёл в её воображении невероятное впечатление. А написала «Лесную песню» за два года до ухода из жизни. Причём это произведение написано в 1911 году, потом она его бесконечно переделывала, есть четыре варианта «Лесной песни». И только в 1912 году, где-то в ноябре, закончила переделывать. Эти варианты достаточно разнятся, и я в Музее Леси Украинки в Киеве всё это смотрел, и составлял композицию из этих вариантов. А в 1913 году она умерла. Прежде мы хотели поставить спектакль к столетию пьесы, но так получилось, что он будет приурочен к столетию со дня смерти Леси Украинки. Это одно из последних ее произведений, которое она вынашивала всю свою жизнь. Глубина классического произведения доказывается временем, и время заносит его в разряд классики, либо наоборот, вычёркивает. Мы же, как современные люди, через эту тему убиения чистоты понимаем, что черти живут не в лесу, они живут в человеческом обществе. Люди составляют чертовщину, а не духи лесные. Убили любовь, и это происходит на каждом шагу. Но возвращаясь к жизни, Мавка всё равно сохраняет в себе вот эту любовь, ибо любовь есть то, что поднимает человека до уровня Человека.
Леся Украинка