К слову о символике синего цвета. Очень интересно, как это находит свое выражение в искусстве, напрямую связанном с интуитивным вживанием. В данном случае театральное искусство, наш театр в Витебске, Национальный драматический академический театр им. Якуба Коласа.
Спектакль «Леониды не вернулись не землю» режиссера Михаила Краснобаева. Это по роману великого белорусского писателя Владимира Короткевича, которого вообще можно назвать «стихийным викканином», ибо он глубоко чувствовал сакральность природного мира и космоса. Его стиль – предельно проницательный и изобилует тончайшими языковыми нюансами. Как само произведение, так и спектакль – о неисследимой глубине человеческих чувств и трансцендентальном смысле любви, преследующей персонажей через столетия и противостоящей смерти и року. В общем, соединение утонченнейшего лиризма и эпической трагедии. И вот на фото два главных персонажа, и мы видим этот синий цвет, выражающий чувства, разрывающие в клочья их мир обыденности. Кстати, актрисе Елене Ганум удалось не просто создать образ, но и выразить метапраобраз, Вечную Женственность, там это очень сильно прослеживалось. Выражение того, что Даниил Андреев называл Идеальной Соборной Душой Российского сверхнарода, Навной. Итак, любовь, как реализация, как трансценденция, выражающаяся через синее и его оттенки.
Теперь спектакль Юрия Лизенгевича «Легенда о любви» по драматической поэме Леси Украинки «Лесная песня». Уверен, что все наши украинские виккане подтвердят, что Леся – совершенно викканский автор. В пьесе выражено противопоставление экспансии антропогенной среды, ее варварского насилия, и чистоты чувств, внушаемых «иными», внечеловеческими формами бытия. На фото Мавка, мифологически-стихиальный персонаж, и парень по имени Лукаш. Их любовь проходит через жесточайшие испытания и разломы, но вот ее трансцендендальное зарождение, переданное через гамму синего, небесного цвета.
То есть синий цвет – это еще и очень высокие чувства, связанные с реализацией иерогамии, священного брака.