Страница 3 из 4

СообщениеДобавлено: 18-03, 10:16
Lisena
Влакаан, если исходить из теории про инициации подростающего поколения в особом месте в лесу, то можно вполне понять откуда взялся образ Бабы Яги. Согласно теории, в определенное время подростков уводили в лес или отправляли искать место посвящения самостоятельно. В чаще в отдельном и специальном домике жила женщина, которая и направляла детей на всевозможные испытания, дабы убедиться в готовности каждого ко взрослой жизни. А если эта женщина была всего лишь "направляющей" к месту инициации, то тогда она обучала детей всем премудростям охоты, собирательства и прочее. А уж потом отправляла в чащу для завершения процесса инициации. Поэтому можно предположить, что в сознании людей она была всегда:)

СообщениеДобавлено: 18-03, 10:26
Utsusemi
Может у меня уже бзик по неолиту, но Баба-Яга – одна из ипостасей подательницы жизни. В нашем случае – Богиня-разрушительница. И в печь она пихает не просто так – выпекает людей заново. Она хозяйка лесных зверей, она, судя по некоторым вариантам сказок, обеспечивает приплод… Конечно же, и инициации без нее не обходились.
А царь Кащей (Кощей, Кош Бессмертный) – смерть в чистом виде (если «в чистом виде» вообще бывает в мифах): «На что ни взглянет – все вянет» (это, правда. Не совсем про него, а про святого Касьяна). Думается Баба-Яга и Кашей потому и противостоят друг другу, что хоть и делают одно дело, но с разными целями; один – Смерть, а вторая – Смерть-Возрождение.

СообщениеДобавлено: 18-03, 10:50
Риола
Вспомним о наших индоевропейских корнях.
взято отсюда http://www.diary.ru/~aretania/p776664.htm

Факт связи имени Бабы-Яги и йоги имеет основания быть. Во-первых, неправильно стоят ударения. Правильно будет говорить: Йог БАба. БАба (с ударением на первом А - уважительное обращение к старшим). Яга - испорченное йога, йог.

Сказки (тут уже было выступление о "сказках") описывают нам Бабу Ягу, как существо НЕОПРЕДЕЛЕННОГО (или женского) пола, очень старую. В Индии говорят о йогах, которые жили по 250 лет. Только документами это подтвердить невозможно.

Теперь о женском обличии нашего персонажа. "Старая Карга!" - опять неправильно стоит ударение! Правильно будет КАрга (с ударением на первом А). КАрга - это древнее индийское оружие в виде серпа. Мать Кали - ЖЕНСКОЕ божественное начало изображают с кАргой в руке!

Йоги, практикующие поклонение Кали, зачастую носят женскую одежду. Так, например, Рамакришна, когда начал практиковать сознание Кали, переселился на женскую половину, носил женскую одежду, и посетители не могли узнать его среди женщин. Т.е. Баба Яга это, скорее всего мужчина.

Идем дальше. Баба Яга живет в лесу, в одиночестве, как и йоги. Никаких "моральных" обязательств. Одному Баба Яга помогает, другого может съесть.
У Свами Рама ("Жизнь среди Гамалайских йогов) описывается подобный случай. Однажды, он пришел к йогу, который жил на берегу реки. В Индии мертвых или сжигают, или труп отправляют по реке. Йог сказал Раме: отрежь мне мяса от того трупа, который прибило к берегу. Затем он положил его в горшок и поставил на огонь.
Через час в горшке оказался вкуснейший молочный десерт!

Баба Яга летает на помеле. Свами Прабхупада в одной из своих книг говорит, что до сих пор в северных районах Индии живут женщины, которые летают по воздуху на выдернутых с корнем деревьях.

Карга в русских сказках - заимствованное чисто тюркское слово, означает ворону. Вспомните негативное отношение к воронам и приблудным старухам у русского народа. А пример двуязычия (старорусский+тюркский)... почитайте "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

Яга и Кощей в ведической культуре

БАБА-ЯГА - жрица, хранительница границы между мирами Яви и Нави /"баба" - уважаемая, "яга" - йога, жертвоприношение, способность мистического перемещения/."

"КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ - высоконравственный человек, вегетарианец, питающийся "кашей и щами". Славяне так и говорили: "Щи да каша - пища наша". Человек, правильно питаясь и соблюдая остальные Законы Творца, может жить сколько пожелает, поэтому его называют "бессмертным". Как известно, смерть Кощея находится в зайце, утке, щуке и яйце, т.е. в той пище, которая запрещается ведической культурой"

Баба Яга - лик Великой Богини

Баба Яга, пожалуй, один из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок. В то же время она воспринимается скорее как персонаж отрицательный по отношению к героям сказки, хотя и может оказать услугу путнику.
Вторая отличительная черта Яги, ее отношение к маленьким детям, чаще всего сиротам, которых она жарит в печи и съедает. Именно эта ее черта и послужила прообразом множества рассказов о кровавых обрядах язычников. Насколько же правомерны сии представления, я и попытаюсь разобрать в этой статье.

Но, прежде всего, обратимся к истокам образа Бабы Яги.
Так М. И. Без-Корнилович в книге "Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся" пишет: "За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности... при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги".

Стало быть, Баба Яга была полноправной Богиней и почиталась нашими Предками наравне с таким Богом как Перун. Интересен также сам факт установки кумира Яги рядом с образом Перуна, но об этом я скажу ниже.

Другой образ, отождествляемый исследователями с Бабой Ягой, - призрачная и неуловимая Златая Баба, чей кумир пытались отыскать множество исследователей и охотников за сокровищами (ведь культовая статуя, по преданию была отлита из чистого золота), но всегда ей удавалось ускользнуть от чужих глаз.

Следы Златой Бабы встречаются от Поволжья до Урала и Сибири и культ ее, вероятно, идет еще со скифских, а может и арийских времен, когда на этих территориях располагалась Арианам Ваэджа - Земля древних Ариев.
Почитали ее и коренные народы Сибири: остяки, вогулы и др., и даже ставили ей святилища в виде "уров" - маленьких избушек "на курьих ножках", т.е. на высоких гладких столбах.

Внутрь сиих избушек и помещали куклы-иттрамы Златой Бабы, одетые в национальные одежды.
Именно сии святилища, по мнению некоторых исследователей, послужили для описания в сказках образа Бабы Яги: "живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу", но думается мне, что сей образ все же говорит более о той узости границ, которые были определены Великой Богине народной сказкой в период торжества христианства.

Как же получилось, что столь почитаемая Богиня - хранительница кХай - Живой Силы обратилась в страшилку для малых детей?

"Наниче ся годины обратиша". Есть такие слова в "Слове о полку Игореве". А. Андреев, исследователь русской культуры, так расшифровывает эту фразу:
"Время понимается в народной культуре как своего рода течение, ток жизни. Хорошая жизнь - это хорошие времена, как только "жирни времена" оказались на дне Каялы-реки, тьма тут же покрыла свет русской жизни. Когда времена обращают ся наничь, целый народ оказывается в изнаночном, зазеркальном мире, где все не так, все наоборот, все противу правил. Попавший в наничье народ теряется и может погибнуть, поскольку наничь вывернута оказывается и вся его культура и система ценностей, которую он создавал тысячелетиями".

Словарь Фасмера дает следующие слова, родственные имени Бабы Яги: лит. Jega - "сила", вин. п. ед. ч., Jega, nuojega - "состояние", jegti, Jegiu - "мочь, быть в состоянии", лтш. Jega - "смысл, разум".
Таким образом, ее имя соотносится как-то с понятием Силы или состояния Силы, да еще и с разумом.
Все встанет на свои места, если обратиться к словам хранителей Древнерусской Веры: "простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой".

Вот оно, именно Баба Йога, так в древности звучало имя Богини. Само же слово йога имеет древнеарийские корни и переводится как "путь единения", а искусство йоги, по сути, является инструментом преобразования сознания, т.е. своеобразным посвящением.
Это подтверждает в своем исследовании и А. Платов, пишущий, что Баба Яга, оказывается "напрямую связанной с магией руны Перт (P) - руны посвящений". И последнее указание на связь Бабы Яги с посвящением - расположение ее избушки на границе леса, воспринимаемой как грань Яви и Нави.

Теперь рассмотрим связь Бабы Яги с детьми.
Как уже говорилось выше, Яга отождествляется исследователями со Златой Бабой, которая по описаниям свидетелей изображалась обычно как женщина с младенцем на руках и ребенком, стоящим подле нее. Весьма странное отождествление, но только на первый взгляд.

Дий Владимир в своем труде описывает обряд посвящения детей-сирот жрицами Богини в одном из Капищ: жрицы, которых называли также йогами (ягами) собирали детей-сирот и приводили в Капище Рода, которое было высечено в горе и находилось в лесу у Ирийских гор (Алтай).
Там дитя одевали в белые одежды, давали сон-траву и укладывали на помост, называемый - лапата.

Лапата находился в специальном углублении в скале - Пещи Ра. Лапата была разделена выступом на две части - внешнюю и внутреннюю. Во внешнюю часть закладывался хворост, затем лапата задвигалась, и в Пещи Ра возжигали огонь.
Для наблюдателей со внешней стороны казалось, что детей сжигали в печи. На самом деле, когда помост-лапата задвигался в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял углубление с детьми от Огня.

Сие обрядовое действо означало смерть детей для внешнего мира и возрождение их как будущих жрецов.
Похожую картину посвящения дает и болгаро-помакская "Веда Славян", согласно которой праотца Ория похищает из дома Юда Самовила - Старая Друда, тождественная Бабе Яге (само имя Друда - означает лесная) и уносит его в свою лесную пещеру.
Там Орий "сега малу три години; Бога си служба служи", обучаясь и проходя посвящение во друдня (т.е. жреца Вышнего Бога).

А поскольку в русских сказках, как и в "Веде Славян" сохранились моменты похищения Бабой Ягой детей из семьи, то обряд огненного посвящения должны были пройти не только дети-сироты, но и другие дети, не имеющие Права Крови (т.е. не принадлежащие к жреческому сословию по рождению).

Проходя через очистительный огонь, умирая для своих родителей и всего мира, они обретали второе рождение, жизнью доказывая свое право на посвящение. И сие право они получали от хранительницы Путей двух миров - Бабы Яги.

Дополнительным указанием на это служит и обращение к Яге - Баба. Бабой на Руси называли вовсе не старуху, а женщину, которая родила дитя. И само слово "Баба" означает - врата новой жизни, открытие врат новой жизни.
Также особо следует отметить символизм печи и пещеры - и то, и другое служат архетипом материнской утробы и указывают, по сути, на второе рождение или перерождение человека.

Помимо того, что Баба Яга, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причем помощь ее в большинстве случаев - указание пути.
Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.

Триглав посвящения.
Еще одна интересная особенность, встречающаяся как в сказках, так и в "Веде Славян" - троичность образа Бабы Яги.
В некоторых сказках действуют три Ягинишны - либо три сестры, либо мать и две дочери. В "Веде Славян" с посвящением Ория также связаны три сестры Юды Самовилы.
Исходя из этого, можно предположить, что изначален образ трех сестер, являющих собой особый Триглав посвящения.

Проследить сей Триглав на Руси довольно трудно. Однако в полном объеме мы находим его в Индии в шиваитском тантризме, где божественная супруга Шивы Дэви, олицетворяющая Шакти (Силу или энергию Шивы) предстает в трех ипостасях: Кали, Дурга и Тара. Раса-вада - учение о трансмутации человеческого Духа говорит о восхождении к Солнечному Истоку посредством реализации основных аспектов Шакти - Лунной Силы Кундалини:

Кали - энергия времени и разрушения, ее лик ужасен, в своих правых руках она держит кинжал и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают
Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди.
На ней пояс из рук мертвых тел, ее глаза сияют как утреннее Солнце.

Не правда ли, все это очень напоминает образ Бабы Яги - забор вокруг избушки из человеческих костей, черепа на колах, засовы из мертвых рук и черный сморщенный лик.
Сходство просто поразительное. Да к тому же еще положение Бабы Яги, как и Кали - меж двух миров, между жизнью и смертью в состоянии глуби (или глубины), что обеспечивает доступ ко всем сокровенным знаниям.

И именно к Бабе Яге и Кали идут "добры молодцы" за советом - посвящением, идут во глубь в состояние вне времени, проходя через смерть, чтобы родиться вновь. И вовсе не удивительно, что с приходом христианства на Русь образ Великой Богини, утеряв свое инициатическое значение, остался пугалом для детей.

Дурга - хранительница явного мира.
Она предстает в облике грозной воительницы, сражающейся с демонами. В славянском пантеоне нет отчетливого соответствия ей.
Но мне думается, что более всего связана Дурга со Златой Бабой. И хотя последняя не обладает чертами воительницы, но в ее образе охранительницы малых детей отчетливо проявляется забота о мире Яви.

Тара - Сила золотистого эмбриона (Хираньягарбха), из которого развивается вселенная.
Т.е. Славянский аналог Тары, должен быть Богиней, олицетворяющей изначальную энергию Рода.

Человек, восходящий по Златому Пути, проходит полный круг обращения кХай. Приходя в избушку Бабы Яги - Кали, проходит через инициатическую смерть в очистительном огне и трансмутирует свой Дух в зародыш новой Жизни - хранителя как Ярг мира (макрокосма), так и Яр мира (микрокосма - своего тела и Души).

Но прежде чем делать окончательные выводы о сущности Бабы Яги, рассмотрим еще один аспект образа Великой Богини, который поможет нам определить ее происхождение и место в Славянской Традиции.

Костяная нога и змеиная натура.

Кто же она, таинственная Баба Яга и откуда пришла на Русь? Ответ на сей вопрос скрывается в ноге.
В сказках, мифах, легендах Баба Яга предстает неизбежно с одной характерной приметой. Ее нога то костяная, то златая, то деревянная, а в сказке "Иван-Царевич и богатырка Синеглазка" Баба Яга вообще предстает одноногой: "Ах ты, Бабушка-Яга, одна ты нога".
Как показали исследователи, все одноногие Боги "так или иначе связаны с образом змеи. Связь эта настолько постоянна, что можно сформулировать правило: если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то "ищите змею".

Правило сие, по-видимому, верно, так как Кали, которая генетически родственна Яге, определенно связана со змеями, являющимися ее постоянными атрибутами. Но есть и более близкий образ змееногой Богини.
Речь идет о легенде, дошедшей до нас в пересказе Геродота о прародительнице Скифов.
Согласно ей Геракл в поисках украденной упряжки коней встретил Ору - деву со змеями вместо ног. Она обещала вернуть ему коней, если Геракл станет ей мужем. Отдавая коней, Ора сообщает, что у нее от Геракла родится три сына, и вопрошает, что делать с ними, когда они вырастут. Геракл же завещал отдать сильнейшему землю, лук, пояс и чашу.

В Геракле мы видим, очевидно, греческое восприятие прародителя Скифов Таргитая, тождественного расенскому (этрусскому) Херкле (Таг/Тархонт) и славянскому Тарху Даждьбогу (а значит Скифы - сыны Даждьбога!). А Ора - и есть тот образ Великой Богини Матери, что воплотился в Бабе Яге.

Одним из важнейших указаний на это можно считать ее связь с водой и пещерой, куда она приводит Геракла. Сия культовая пещера и по наши дни существует на острове Перун на Днепре. Что касается воды, то связь ее с Навью и посвящением очевидна.
Во-первых, с водой всегда связано понятие глуби - т.е. сокрытого, сокровенного.
Во-вторых, сам архетип реки всегда соотносится с двумя первореками: Смородиной - рекой смерти-мора, отделяющей Явь от Нави, и Ирием - райской рекой, соединяющей землю и Небеса.

Что и является классическим образом смерти и возрождения. Да и само имя Ора происходит от древнеарийского Ор - "сила, мощь" и, следовательно, родственно имени Яга.

В пантеоне Расенов непосредственно связана со змеями Верховная Богиня Уни. С ее культом "связывались инициации молодежи". Во время одного из таких посвящений девушек вводили в культовую пещеру, посвященную Уни, где они должны были накормить змею.

На Руси символы змеевидной Богини или Бабы Яги в виде оберегов-змеевиков находятся в огромном количестве вплоть до XIX века, что подтверждает значимость ее культа у наших Предков.

В приведенном в начале статьи свидетельстве М.И. Без-Корниловича говорилось, что капище Бабы Яги стояло рядом с капищем Перуна. Сие сведение очень важно, так как обычно Перуну всегда сопутствовал Велес.
Эти Боги в паре на Руси являлись хранителями Роты - единого Вселенского Закона, подобно тому, как в Индии пара Митра - Варуна были хранителями Риты.
Причем Велес, как и Варуна, считались покровителями и хранителями тайных знаний и путей посвящения.

Замещение Велеса Бабой Ягой прямо указывает на ее связь с обрядами посвящения и обретением тайного знания.
Дополнительным указанием на сию связь можно считать и приведенную мной выше аналогию между образом славянской Богини и индуистской Шакти, поскольку Велес по ряду функций сопоставляется также с Шивой.

Итак, первый лик Великой Богини и первая ступень восхождения по Златому Пути - Баба Яга, охранительница знаний двух Миров, дарующая смерть и возрождение через трансмутацию Духа посредством очищающего Огня.

Второй лик - Злата Баба, охранительница Явного мира, скорее даже определенного порядка, установленного в нем согласно Роте. В "Веде Славян" она же - Злата Майя, мать Коляды. Она символизирует следующую ступень на Златом Пути - Тропу волхва, служителя и хранителя Яр и Ярг мира. Ведь именно волхвы определяли основы жизни в общине, являясь хранителями Родовых Устоев и Обычая Предков. Известна Злата Баба и под другими именами - Злата Пани и Злата Лада.

В сказке "Гуси-Лебеди" Бабе Яге служит стая лебедей. А между тем Белая Лебедь - священная птица и одно из воплощений Лады.
В ведовстве Лада - старшая Роженица, олицетворяющая кХай - Животворную Силу Бога Рода. Она и вторая Роженица - Леля, олицетворяющая материю, в космическом вихре-свиле порождают Вселенную, являясь эманациями Всебога-Рода.
Лада также супруга Дыя - верховного Небесного Бога Славян, его Сила в женском ее аспекте. Присущее Славянскому ведовству понимание Лады как Жизненной Силы, пробуждающей мертвую материю, а также ее генетическое родство с описанным выше образом Уни - супруги Небесного Бога Расенов Тина указывает на то, что Лада и есть третий лик Великой Богини и одновременно сама Великая Богиня.
Это третья ступень восхождения по Златому Пути, перерождения человека в Аза - Авегу, являющегося, по сути, Богом на Земле.

Вот он Славянский Триглав посвящения: Баба Яга, Злата Майя и Лада. А Баба Яга - одно из имен Великой Славянской Богини Лады, воплощающая Силу Матери Земли, и супруга Бога Небес - Дыя, хранительница его мудрости и тайн Путей посвящения.

СообщениеДобавлено: 18-03, 12:00
Lana
Utsusemi, абсолютно с вами согласна, очень точно сказали!
Риола, весьма интересная иформация! Никогда не задумывалась, что говорили о Яге в Индии. Надо поразмышлять..

СообщениеДобавлено: 18-03, 12:20
Lisena
Риола, спасибо за информацию :)

Нашла еще в иностранных источниках "Призыв Бабы Яги"
Слишком долго вы
Валялись на полу
Рыдая, умоляя и упрашивая.
Пора запомнить мое имя.
Взгляните в ближайшее зеркало,
Загляните в свои глаза,
Минуя цвет, вглядитесь в свой зрачок.
Разглядите огонь, пылающий там,
Это огонь, пылающий в вашей душе.
Пришло время дать пищу этому огню,
Пришло время восстановить вашу силу,
Это зов Бабы Яги, что взывает к вам,
Бабы Яги, что будет учить вас.
Останьтесь надолго во тьме,
Следуйте за мной, следуйте за Бабой Ягой.

СообщениеДобавлено: 18-03, 12:50
Lana
Меня как-то пугает фраза: "Останьтесь надолго во тьме" :wizard:

СообщениеДобавлено: 18-03, 13:10
Grey Owl
Влакаан
Просто словянские мифы практически не сохранились

СообщениеДобавлено: 18-03, 14:39
Lisena
Lana, это мой косяк в переводе :oops: :oops: :oops:

Там должно быть: Вы долго пребывали во тьме

СообщениеДобавлено: 18-03, 15:21
Lana
С кем не бывает :wink: Этот перевод приятней)))

СообщениеДобавлено: 18-03, 16:17
Риола
Нашла первоисточник статьи о Бабе-Яге http://www.old-church.ru/vspo/index.php?showtopic=8 , там же список использованной литературы.

СообщениеДобавлено: 18-03, 16:31
Grey Owl
Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ?

Итак, сказки - лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения персонажей, более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Главным условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного героя.

Теперь представим себе далекое прошлое славянских племен. Это жизнь народностей, только что перешедших к оседлости, и потому получающих свои первые поля методом сожжения и выкорчевывания леса. Представьте себе территорию Украины и европейской части России до Поволжья - всю в лесах. Вокруг не очень дружелюбные соседи, но они достаточно далеко и так же слаборазвиты. Самое главное, что эти общества живут в матриархате, или только-только вышли из него. В нашем представлении Баба Яга вовсе не баба в возрастном понимании этого слова, а старуха, причем, как правило, мерзкая. Откуда же в названии «баба»?

При матриархате как образе жизни глава, так сказать, старейшина общества – это женщина достаточного возраста для того, чтобы иметь право поучать всех остальных, и достаточно молодая, чтобы быть в состоянии отстоять свое место в обществе физически. То есть не девица, но и не старуха – настоящая баба в нормальном понимании этого слова. С этих старых времен и осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить любого, от Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка. Именно к этой главе и приходят за советом, получением права на собственную жизнь, лечением и всем, что только может понадобиться. Кстати, сказки можно разделить на ранние и поздние. О сроках создания сказок написано много исследований. Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к Бабе Яге за заданиями попадают не только Иваны, но и красные девицы. И те и другие попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются – получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею. В сказках они, так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого не случилось – героя постигла бы незавидная судьба. Есть множество вариантов, но все они сходятся к тому, что его не стало бы как члена этого общества. Кстати, существует много точек зрения о расшифровке слова «Яга». Одна из них определяет это слово как «решающий».

Вернемся к обществу матриархата. Оно, как и все остальные варианты организации совместного проживания больших групп людей, предполагает процедуру посвящения в полноценные члены сообщества. В экзотических племенах устраивают обряды и заставляют проходить мучительные процедуры, в современном нам обществе мы тоже празднуем совершеннолетие, получаем паспорта и образование, которые дают нам новые, недоступные в детстве права. Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать? В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной.

Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были разные – мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях. Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом - не забывайте, что сексопатологов не существовало.

Все остальное вполне воплотилось в выполнении всевозможных заданий сказочным героем: то ее табун нужно выпасти, то свиней раскормить. Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.


Многочисленные версии более поздних сказок о домах подготовки юношей (семь богатырей или гномов), о тяжелом испытании девушек (Морозко, Белоснежка, Марья- Искусница, Царевна-Лягушка и прочие принцессы) являются просто перефразированием в головах людей стандартной схемы прохождения испытаний при вступлении во взрослую жизнь в своем обществе. Любой должен где-то пожить и что-то сделать, чтобы доказать свою компетентность в текущей жизни. Баба Яга же являлась просто барометром, определяющим качество будущего члена общества. Естественно, подобные испытания не могли восприниматься радостно, и Ягу отнесли к плохим, но необходимым героям. Со временем жрецами и монахами стали мужчины, они же стали править в обществе, а Баба Яга сохранила свои функции и власть в мире сказок.

СообщениеДобавлено: 18-03, 18:57
Lana
Grey Owl, вы можете указать автора статьи или с какого сайта данная информация?

СообщениеДобавлено: 18-03, 19:34
Grey Owl

СообщениеДобавлено: 19-03, 10:54
Влакаан
Риола, спасибо за информацию) Но в тексте автор несколько раз обращается к разным источникам-переводам словосочетания "Баба Яга", которые если и не противоположны, то и не являются явными синонимами. Хотя вот часть про Ирийские горы... Был ведь у нас один Ирийский сад с золотыми яблочками молодильными, который Жива хранила :)

Lisena, судя по названию и смыслу, этот стих должна Баба Яга читать? >.> А источник, он от имени кого написан, если не секрет? Сильно похоже на культ Яги, описанный в статье, приведённой Риолой

СообщениеДобавлено: 19-03, 11:19
Lisena
Влакаан, ну да, конечно от имени Яги)) Это ее призыв к ученикам и последователям))