Страница 2 из 4

СообщениеДобавлено: 17-03, 09:33
Риола
А мне всегда казалось, что это параллель с вращающимся замком Каэр Педруин, который находится на Аваллоне, и в котором, по Талиесину, находится Котел смерти и возрождения Керридвен.

СообщениеДобавлено: 17-03, 13:37
Нимурмура
Ну, поскольку мы имеем дело с мифологией, одно другого может и не исключать. :)
Ассоциация с гробом возникла, потому, что у Бабы Яги "нос в потолок врос", да и ее костяная нога тоже...
А ведь и котел у нее есть! И печка, в которой души выпекают...
(Есть старинный заговор, где недоношенных младенцев в печке допекают - самый старый в семье и самый молодой.)

СообщениеДобавлено: 17-03, 14:55
Риола
В древней славянской (и кельтской) мифологии не было гробов. Славяне сжигали покойников, кельты - зарывали в кургане или сжигали. Отсюда, возможно, и печка.

Котел - просто символ смерти и последующего возрождения, плодородия земли после перегнивания останков (в частности, костей).

О Бабе-Яге
отсюда http://godsbay.ru/slavs/babayaga.html

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Изображение

СообщениеДобавлено: 17-03, 15:48
Lisena
Баба Яга очень часто в сказках выступает как отрицательный персонаж, мешающий главному герою в его приключениях или же положительный персонаж, помогающий герою получить некое посвящение, сродни инициации, необходимое для победы над врагами. Любопытный факт заключается в том, что ежели баба Яга по сюжету сказки проживает в чаще леса, то она - отрицательный персонаж, если на опушке, то положительный. А в чаще тогда, как правило, обитает Кащей :)

СообщениеДобавлено: 17-03, 17:46
Utsusemi
Думается, что трупосожжение моложе погребения в лесу (на помосте, в специальной клети на сваях), и куда моложе самой Бабы-Яги. И если избушка ее "гроб", то скорее, как раз такая клеть.
Впрочем, Баба Яга в любом случае страж мира мертвых, хозяйка лесных зверей, и сопровождают ее животные, еще с неолита считавшиеся животными богини (лягушки, коты,змеи...)

А Кащей тоже интересный персонаж, еще один хозяин царства зимы, льда, царства мертвых О нем немножко писала Л.М.Алексеева в "Полярных сияниях..."

СообщениеДобавлено: 17-03, 20:04
Lisena
В древней славянской (и кельтской) мифологии не было гробов. Славяне сжигали покойников,

Насколько я помню, изначально славяне хоронили своих покойников. Гробов, конечно, не было в такой форме, как позже. Погребения такие были вокруг поселения на некотором расстоянии от него, образуя защитный круг от внешнего мира, так как в период культа предков именно у них и искали защиты. Территория внутри круга - своя, родная и знакомая, за кругом - враждебный и опасный мир, от которого и защищают пращуры, они же щуры или чуры. Отсюда вероятно фраза черезчур, т.е. выйти за пределы чего-либо, в дальнейшем понятии - перешагнуть через законы предков. Несколько позже, когда у славян четко формируется понятие о душе, появляется трупосожжение, которое продержалось до принятия христианства.

Касаемо Бабы Яги и ее избушки:) Согласна с Utsusemi, что образ жилища Бабы Яги - образ захоронения. По описания Баба Яга всегда лежит на печи, зубы на полку,нос в потолок врос - такой вывод можно сделать о умершем человеке, лежащем в гробу. Плюс костяная нога и прочие прелести разлогающегося трупа. Так как Баба Яга - хозяйка потустороннего мира, мира смерти, то и сама она является мертвой. К тому же вероятно слепой - определяет пришедших по запаху :) Сами курьи ножки - изба с мертвым телом, одна из форм захоронения на столбе. Такие избушки делались для покойных сибирских шаманов. После смерти шамана, его тело скручивали ремнями в позу эмбриона и помещали в маленькую избушку на столбе, куда только этот труп и влезал. Столбы эти тщательно окуривались дымом от насекомых, чтобы они дольше простояли. Есть версия, что слово "курьи" не от "куриные", а от "окуренные", то есть курные ноги. Так что можно сделать вывод, что такое строение - захоронение ведьмы :)

СообщениеДобавлено: 17-03, 20:24
Lana
Баба Яга - мой самый любимый персонаж из сказок! Но я до сих пор не могу понять до конца ее образ..

СообщениеДобавлено: 17-03, 20:30
Риола
Почему? Типичный образ Богини-старухи, повелительницы смерти и возрождения. Часто в сказках о Бабе-Яге упоминаются молодильные яблоки, а также потусторонний мир, в котором и находится ее двор. Напрашивается параллель с Хель из скандинавской мифологии.

СообщениеДобавлено: 17-03, 21:19
Lana
Ассоциация с Хель у меня тоже возникала. У этой богини двойная внешность. Она наполовину черная, наполовину белая, наполовину живая, наполовину мертвая. Можно провести много параллелей.

Еще с раннего детства у меня сложился следующий образ Бабы Яги. Она представлялась мне могущественной колдуньей, хозяйкой леса и зверей. Яга охраняет вход в царство мертвых, другой мир. Обитает в глухом лесу, в избушке, на пересечении миров. Она дарует смерть и возрождение. Ее атрибуты – метла, ступа и пест. На службе у нее состоят три всадника: красный – солнце, белый – день и черный – ночь, которые каждый день, каждый в свое время проезжают через ее «проходную» (не знаю, как еще это назвать). Она не ищет общения с людьми, это они идут к ней за ответом на вопрос. О незваном госте она узнавала по запаху: «чую русским духом пахнет», а ведь запах живых неприятен именно мёртвым. Но она и не одинока – рядом с ней всегда есть кот)))
С одной стороны, она добрая – укажет молодцу дорогу, отошлет к своим сестрам или братьям (ветру, месяцу, солнцу). Вспомним фразу: «Баба Яга их напоила, накормила и в баню сводила». С другой стороны, она злая старуха, которой пугают детей (помню эти «ух, вот придет Яга и утащит тебя за собой»). Она ворует детей, жарит их в печке. Вот такой неоднозначный образ. Пересечение добра и зла, жизни и смерти.

СообщениеДобавлено: 17-03, 22:44
Влакаан
Мне понравился образ Яги из одной уже довольно старой игры "Златогорье", кстати, довольно близкий образ))) Отчего-то кажется, что не всё в игре вымысел авторов и многое было взято из определённых мифов. Кстати, именно этим игра и очаровывает: большая доля мифологической правды, пошитая чернявенькими нитями игровой "лжи".

Хотя если абстрагироваться, то Яга - страж входа в мир мёртвых по одним теориям, по другим же верованиям где-то, кажется, в уральских лесах (? вот не помню точно :( но точно помню, что такое есть) стояла золотая статую Бабы Яги, которая благословляла женщин. Там обряд такой был, что либо сама женщина должна коснуться, либо путник, коснувшийся этой статуи, должен был погладить по животу женщину, желающую зачать ребёнка, и, даже если она была бесплодна (там какая-то левая формулировка была типа "негодящей" в изначальном варианте :pardon: ), то после этого ритуала могла забеременеть.

Вот честно, не помню, где это читал, было давно :(

СообщениеДобавлено: 17-03, 22:50
Влакаан
Lana, но Хель же была полноправной правительницей этого Нифльхеля, чи как там, Яга же охраняет переход (тут уже чем-то Цербера мне напоминает, простите за сравнение :oops: ), да и богиня была скорее видом нежити (половина тела обычная, половина - скелет, образно говоря о.о ), Яга - хоть и жила по многим поверьям в каких-то некротических кошмарах чаще всего, оставалась при этом живым существом (костяная же нога, у меня лично, никогда не ассоциировалась со скелетиной, скорее, с окостеневшей негнущейся конечностью, признаком чрезвыйчайно длинной жизни и чрезмерно бурной молодости, из которой кроме воспоминаний старушка могла притащить с собой и воз травм :oops: )

СообщениеДобавлено: 17-03, 22:56
Lana
Влакаан, просто Бабу Ягу я ни к разряду живых, ни мертвых не отношу. Ничего конкретного, никакого перевеса в какую-либо сторону.
Про золотую статую Яги вы правильно сказали. Ее еще называли Золотая старуха или Золотая баба. Читала о том, что была она где-то в устье реки Обь.

СообщениеДобавлено: 17-03, 23:15
Lisena
Так Баба Яга как раз и получается ни жива, ни мертва, так как она является стражем перехода из одного мирав другой, то, по идее, и должна быть в двух мирах одновременно.

СообщениеДобавлено: 17-03, 23:22
Lana
Вот и я о том :)

СообщениеДобавлено: 18-03, 10:00
Влакаан
Lisena, Lana, мне больше всего подозрительно, что я ни разу не видел упоминаний того, как и откуда она появилась :(
А ведь у любой богини или бога так или иначе есть какая-то подобная история, сказание или легенда. Вот отсюда и возникает ассоциация, скорее, с Цербером - тоже ведь страж, но как-то непонятно: откуда, когда и кем поставлен, - да и богом не считается.

Кстати, обычно сопутствующий Яге Кащей (или Кощей? Постоянно то так, то сяк пишут, хотя, вроде бы, в современной литературе авторы всё чаще "кАщеют"), часто упоминается в связи с... >_< как бы это сказать-то корректней? С ордами степняков, то как вождь главный, то как отец их вообще (сомнительно, но если вспомнить, что часть северно-европейских народов считают богов своими предками...).

Если сопоставить наиболее совпадающие части, получается обычно, что Яга и Кащей появились неизвестно откуда, неизвестно когда, являются ни живыми, ни мёртвыми (одна, зачастую, с ногой костяной (или всё-таки окестеневшей в связи с какой-нить травмой, что мне кажется более реальным :oops: живёт иногда в окружении призраков, а то и в доме из костей, другой - тощий как спичка, чуть ли не скелет, при этом обладает неимоверной силой), явно что-то друг о друге знают, потому что старушка к скелету постоянно добрых молодцев посылает, чтобы извести (и вот непонятно, то ли Кащей ей надоел, то ли ему развлечение шлёт?).
При этом она - чистая ведьма, общающаяся с животными, так или иначе взаимодействующая с природой, полностью нейтральная (это ж, конечно, добра молодца накормит, так ведь и самого в печь пихнуть могёт. Хотя можно рассматривать этот элемент как часть некоего испытания ^_^ ), знающая, мудрая. Хранительница духовных традиций, сакральных знаний, не сильно заботящаяся о материальном.
А он - колдун, конечно, но в большей степени - военачальник. Привязан к материальному миру (ибо чахнет над золотом. Если же не страдает фетишизмом, то в любом случае приписываются несметные богатства), в частности, несмотря на магические силы, с героями постоянно сражается врукопашную (если подлец заранее не запасся иглой из яйца).

Получается, что эти двое - противоположности, в сущности, вобравшие черты приверженности к земному и приверженности к духовному, но при этом не могущие друг без друга жить (постоянно колкости-пакости друг другу делают, но до конца дело не доводят)