Риола » 22-11, 16:58
Перевод статьи о Сабазиусе.
Изначально Сабазиус был фракийским и фригийским богом растительности, которому поклонялись на севере Балкан и в центральной части Анатолии в Малой Азии. Распространение его культа из Фракии с севера Греции в Аттику и в Афины произошло в пятом столетии до н.э. Там Сабазиус принял специфические функции и роль в отношениях с аттическими культами и любимыми местными божествами. В Афинах Сабазиус стал богом ячменя, богом которого первоначально был Крон. Позже он становился известным как бог пива, и, как таковой, имел тесное отношение к богу вина Дионису (Дионис Сабазиус).
Согласно определенным мифам, после того, как Дионис приходил во Фригию, Великая Мать Богов (известная в Малой Азии как Кибела, а в Греции как Гея, Рея или Деметра) ввела его в свои таинства, и он принял имя Сабазиус. Поэтому Сабазиусу поклонялись в Афинах - в 5 столетии н.э. в том же ключе, как Матери-богине (Рее). Его культ включал в себя сюжет о годовой смерти бога зерна, а участники этого ритуала оплакивали него. Он почитался также в Элевсинских мистериях около Афин (Пирей, Кифисия) вместе с Деметрой, богиней, любимой в Греции, и Персефоной.
Важный символ Сабазиуса - змея, которая является хтоническим символом, а также символом воскрешения. Другим символом Сабазиуса была корона (с двумя небольшими змеями, поднимающими головы), которую бог носил на голове, как и некоторые участники его культа. Небольшие змеи окружали также руки его поклонников. Ритуалы в честь Сабазиуса (подобно культам Кибелы или Диониса), сопровождался музыкой, особенно игрой на двойной флейте и кимвалами Кибелы, а также экстатическими танцами с танцовщиками, держащими небольших змей.
С именем Сабазиус в греческий язык пришли слова с корнем saboi, которое было использовано в ритуальном контексте для вакхических плакальщиков. Культ Сабазиуса процветал в Афинах и в течение Римского периода, а позже был перенесен в Рим и дальше в Европу. Поэтому не удивительно, что мы можем найти изображение Сабазиуса, с поднятыми руками, обвитыми змеями, среди символов на предметах в галло-романском стиле (первого века н.э.) из раскопок в Arolaunus Vicus (современный Арлон, Бельгия), важном центре между Реймсом и Tриером в Римский период.
Сабазиус был представлен на вазах 5 столетия, иногда с Матерью-богиней, а позже изображен на барельефах с Деметрой и Персефоной, а также с Кибелой. Он не изображался в Аттике верхом, как в других регионах. Культовая сцена, изображенная на ритуальном сосуде (Ferrara 2897), изображает Сабазиуса с Матерью-Богиней, сидящих на тронах, со скипетрами и снопами (возможно, ячменя), в окружении их почитателей.