Страница 1 из 2

Деревья в кельтской мифологии

СообщениеДобавлено: 10-09, 15:39
Риола
Священные кельтские деревья и леса (перевод)

Кельты придавали особое значение определенным деревьям для очага, готовки, строительства и оружия. Кроме того, многие деревья имеют мощное магическое значение. Определенные деревья имеют разное значение в разных культурах и странах, но все ранние религии упоминали их, наделяя определением "священный". Необычный размер, красота, уникальные физические свойства или просто мощь духа дерева могли предоставлять ему центральное место в фольклоре и мифологии культуры. Даже наша современная культура находит, что определенные деревья захватывают наше воображение. Могущественный дуб, мистический тис и многие другие - напоминания о роли, которую деревья имеют в наших жизнях.

Деревья это живые создания, заполненными сущностью и энергией элементалей и Матери-Земли с ореолом мощности, которая видна тем, кто находится в общем с природой балансе и гармонии. Истории, которые посвящены конкретному дереву или лесу, часто отражают мощь знаний древних верований.

ОЛЬХА
Это дерево было священно для друидов. Сердцевина легко вынимается из свежей ветки, чтобы сделать свисток. Несколько свистков, связанных вместе веревкой, могут быть отрезаны на определенную длину для создания свирели, которую Вы можете использовать, чтобы завлекать стихию Воздуха. Старое выражение "свистеть по ветру" пошло с этого обычая.

ЯБЛОКО
Другое священное дерево для друидов. Сказано, что Вы можете разрезать яблоко на три части, затем тереть куском бородавки, говоря: "бородавки, уберитесь в яблоко". Затем похороните части и, когда яблоко сгниет, бородавки исчезнут. Яблочный сидр использовался при любом старом заклинание вызова с кровью или вином. Яблоко символизирует выбор, и полезно в магии любви и заживления.

ЯСЕНЬ
Священное дерево друидов. Жезлы друидов часто были сделаны из ясеня из-за своего прямого стержня. Жезлы из ясеня хороши для заживления, общей и солнечной магии. Поместите свежие листья ясеня под вашей подушкой, чтобы стимулировать астральные видения.

БЕРЕЗА
Известна как Госпожа Леса, Бумажная Береза и Белая Береза. Тщательно соберите бересту на НОВОЛУНИЕ. Красными чернилами напишите на полоске бересты: "Приведи ко мне истинную любовь". Сожгите ее вместе с ладаном любви, говоря "Богиня любви, Бог желания,
Пусть загорится страсти пламя".
Можете добавить конкретное имя бога/богини. Или спустите свиток из бересты в ручей или озеро, говоря:
"Послание любви,
Я выпустил тебя,
Чтобы захватить любовь
И вернуть ко мне".
***Помните*** Неразумно и не нужно использовать это заклинание и ритуал, если они направлены по отношению к конкретному человеку в нарушение правил Викки. Если любовь должна прийти к Вам, это должно произойти по доброй воле Вашего партнера.

ТЕРН
Терн является зимним деревом. Белые цветы весной расцветают раньше, чем вырастут листья. У терна черная кора с шипами и он растет густыми чащами. Дерево использовалось для изготовления дубинок. Шипы использовались, чтобы прокалывать восковые фигурки. Терн символизирует непреодолимый перст судьбы или внешнего влияния, то, чему придется подчиниться.

КЕДР
Также известное как Дерево Жизни, Arbor Vitae, Желтый Кедр. Древние кельты на материковой Европе использовали кедровое масло, чтобы сохранять головы неприятеля, взятые в битве. Для того, чтобы получить земную энергию и заземляться, установите ладони ваших рук против концов листьев.

Бузина
Также известное как Ellhorn, Старшая ягода, Старшая Госпожа. Посвящена Белой Богине и Летнему солнцестоянию. Друиды использовали бузину как для благословения, так и для проклятия. Стоять под бузиной в Середину лета, как и в грибном кольце фейри, поможет видеть малый народ. Жезлы из бузины могут быть использованы, чтобы управлять злыми духами или мыслеформами. Музыка на флейтах из бузины имеет ту же направленность, что и жезл. Помните Закон Викки: бузина – Дерево Богини, не жгите его, или будете прокляты!

ВЯЗ
Немного волокнистое, дерево цвета загара с легким блеском. Вяз часто связано Матерью-Богиней и Землей, и говорят, что в нем живут фейри. Дерево вяз ценно своей прочностью. Вяз добавляет устойчивость и заземление заклинанию.

ПИХТА
Пихта это высокое, стройное дерево, которое растет в гористых регионах на верхних откосах. Пихтовые шишки могут помочь ответить, прекратится ли дождь и откроется ли солнце. Пихта может видеть на большие расстояния до дальнего горизонта и за него. Пихта дает истинное видение того, что еще не пришло и не скоро придет.

ПИХТА СЕРЕБРИСТАЯ
Также известное как Дерево Рождения. Иглы жглись при родах, чтобы благословлять и защищать мать и младенца.

ЛИПА
Ее золотые цветы ассоциируются с Весенним Равноденствием. Дерево и цветы жглись для защиты и отражения конфликта любого вида.

БОЯРЫШНИК
Также известное как Майское Дерево и Белый Шип. Жезлы, сделанные из этого дерева - большой силы. Цветы привлекают внимание мужчин. Боярышник может быть использован для защиты, любовных чар и заклинаний для замужества.

ОРЕШНИК
Жезлы, сделанные из этого дерева, символизируют белую магию и заживление. Раздвоенные ветки используются, чтобы находить воду или зарытое сокровище. Если необходима магическая защита, надо быстро нарисовать кругом вокруг себя светло-коричневой веткой. Для того, чтобы привлекать помощь фей растений, нанижите орехи на шнур и повесьте в вашем доме или ритуальной комнате. Магическое, светло-коричневое дерево используется, чтобы приобретать знание, мудрость и поэтическое вдохновение.
ОСТРОЛИСТ
Красивое белое дерево с почти невидимым зерном; выглядит как слоновая кость. Остролист связан со смертью и системой символов зимнего возрождения как в языческих, так и в христианских традициях, и важен для Зимнего Солнцестояния. В легенде о Гавейне (рыцаре короля Артура) (представляющего Дубового Короля лета) сразившегося с Зеленым Рыцарем, который была вооружен копьем из остролиста, представляя силу зимы. Это - одно из трех деревьев, использовавшихся для изготовления обода колеса. Было принято использовать его на древки копий. Качества древка копья - баланс и прямота, поскольку копье бросалось, чтобы попасть в цель. Остролист символизирует уравновешенный баланс и бодрость для борьбы, если причина дела ясна. Остролист может быть использован в заклинаниях благосостояния, чтобы забыться сном или отдыхать, и чтобы отсрочить приход смерти. Саше с листьями и ягодами дает способность привлекать женщин.

МОЖЖЕВЕЛЬНИК
Ягоды были использованы вместе с тимьяном друидами для курений, повышающих магическое видение. Можжевельник, выращенный у входа, отпугивает воров. Зрелые ягоды могут быть повешены в дом, чтобы привлекать любовь.

ОМЕЛА
Также называемая Птичий клей, Всеисцеляющая и Золотой Сук. Омела была наиболее священным деревом друидов и управляет Зимним Солнцестоянием. Ягоды ядовитые! Связки омелы могут быть повешены как универсальная защитная трава. Ягоды используются в смесях для привлечения любви.

ДУБ
Дуб считается священным в каждой культуре, в которой упоминается дерево, но особенно уважался кельтами из-за своего размера, долговечности и питательных желудей. Дуб был "Королем Деревьев" в роще. Магические жезлы делались из дуба. Дубовый сок, называвшийся «Яйца Змеи», использовался в магических чарах. Желуди, собранные ночью, использовались как символ величайшей силы плодородия. Друиды и жрицы слушали шелестящие дубовые листья и крапивников на деревьях для понимания божественных посланий. Сожженные дубовые листья очищают атмосферу. Дуб может быть использован в заклинаниях для защиты, силы, успеха и стабильности.

СОСНА
Сосна является вечнозеленым растением, старое ее прозвание было "сладчайшая в лесу". Известно у друидов как одно из семи важнейших деревьев Ирландии. Смешайте сушеные иглы с равными частями можжевельника и кедра и жгите, чтобы очищать дом и ритуальную область. Шишки и семена можно носить как символ плодородия. Хорошая ванна для магического очищения и стимуляции получается с использованием саше с иглами сосны. Для того, чтобы очищать и освящать внешнюю ритуальную область, подметите землю веткой сосны.

РЯБИНА
Также известна как Горный ясень и Ведьмин лес, рябина используется для помощи и защиты против зачаровывания. Ветки рябины использовались, чтобы резать Руны. Рябиновые ветки вешались над скотом в загонах и в домах для защиты. Красивые красные ягоды кормят птиц зимой. Ягоды имеют небольшую пентаграмму на них. Пентаграмма - древний символ защиты. Дерево рябина дает защиту от приворота и управление чувствами от очарования и обольщения. Рябина была священным деревом друидов и Богини Бригитты. Это магическое дерево используется для жезлов, посохов, амулетов и заклинаний. Раздвоенная ветка рябины может помочь найти воду. Жезлы – для знания, защиты и гадания.

ИВА
Также известное как Белая Ива, Дерево Очарования и Ведьмин Дух. Одно из семи священных деревьев Ирландии, священное дерево друидов. Ива является Лунным деревом, посвященным Белой Богине, рощи считались настолько магическими, что священники, жрицы и все мастера любой области ремесла сидели среди этих деревьев, чтобы получать красноречие, вдохновение, способности и пророчества. Чтобы желание сбылось, просят помощи у ивы, объясняя желание. Выберите гибкий прут (не срывая с дерева!) и свяжите в свободный узел, концентрируясь на том, что вы хотите. Когда желаемое получено, узел надо развязать. Не забывайте благодарить иву и оставлять дар.

ТИС
Также известен как английский тис и европейский тис. Другое важное дерево Зимнего Солнцестояния и божеств смерти и возрождения. Это - красивое гладкое золотистого цвета дерево с волнистым рисунком. Ирландцы использовали его, чтобы делать ручки кинжалов, бочки, луки. Дерево или листья клали в могилы, как напоминание для духа умершего, что смерть была только паузой жизни перед возрождением. Все части дерева ядовитые, кроме мясистой кожуры ягоды, и медицина использует их в недавно обнаруженном способе лечение рака. Тис может быть старшим живым деревом в мире. Древние тисы могут быть обнаружены повсюду в Великобритании в церковных дворах, где они часто по возрасту ровесники церкви. Есть мнение, что тис - это 'Мировое дерево скандинавской мифологии. Тис может быть использован, чтобы повышать магические и психические способности и чтобы развить магическое зрение.

СообщениеДобавлено: 10-09, 17:37
Leo
Мои любимые деревья - это берёза, липа и дуб. ) Но больше всего люблю дуб.

СообщениеДобавлено: 10-09, 18:09
Тим
А мне нравятся дуб, рябина, яблоня. И очень нравится быть в еловом лесу

СообщениеДобавлено: 10-09, 21:13
Риола
Орешник, бузина и сосна - мои любимые деревья. И цветущие сливы и вишни весной...

СообщениеДобавлено: 01-12, 17:32
Sheris
А я кедр люблю,то есть кедровую сосну,т.к. настоящего кедра в России нет :wink: И лиственницу :) Ну и ель тоже...

СообщениеДобавлено: 01-12, 20:14
Риола
А на Алтае разве не кедр? :(

СообщениеДобавлено: 01-12, 21:04
Arhangel
Мне нравится дуб, яблоня, клен, сосна, туя и вишня (особенно цветущяя)

СообщениеДобавлено: 02-12, 21:48
Мако
Люблю дуб, рябину, орешник, берёзу и клён.

СообщениеДобавлено: 02-12, 22:11
Риола
Кто-нибудь работал с деревьями? Есть ли совпадения по ощущениям с описаниями магических свойств деревьев в статье?

СообщениеДобавлено: 03-12, 02:20
Dharma
Очень люблю клён, рябину и берёзу, ну и дуб. Хотя каждый род дерева по-своему прекрасен :)
Риола писал(а):Кто-нибудь работал с деревьями? Есть ли совпадения по ощущениям с описаниями магических свойств деревьев в статье?

Я считаю, что к каждому дереву нужен особый подход - независимо от вида. Чтобы работать с деревом, нужно с ним подружиться + необходимо найти именно то дерево, которое вас примет... То есть если ваше любимое дерево - берёза, это ещё не значит, что вы сможете работать с любой берёзой...
Насчёт описанных выше свойств деревьев - думаю, в основном, всё верно. Из своего опыта могу сказать, что сосна хорошо хранит информацию, берёза хорошо поглощает те энергии, от которых хочешь избавиться, клён - делиться энергией, дуб - тоже делиться и гармонизирует внутреннее состояние, ещё к нему хорошо обращаться за "советом". Но это у меня так, у других людей может быть по-другому. :wink:

СообщениеДобавлено: 03-12, 12:41
Риола
Dharma, с дубом у меня абсолютно такие же отношения. Сосну использую для очищения и связи с верхними планами.
Недавно проверила омелу на предмет защиты - действительно, универсально работает.

СообщениеДобавлено: 06-12, 17:37
Sheris
"А на Алтае разве не кедр?"
Нет, там тоже кедровая сосна. Настоящий кедр растет в Ливане(наверняка где-то еще есть,но я не знаю больше). Это тоже хвойное дерево,но есть отличия. Другое строение хвои, количество смоляных ходов и т.д....

СообщениеДобавлено: 07-12, 19:30
Риола
Жаль... :(
недавно в Крыму получила сильнейшие ощущения в грабовых лесах. Помните Старый Вяз у Толкиена? Такое же ощущение. Очень трудно просто идти по дикому лесу, хотя первое впечатление светлое и легкое. Обманчивое дерево.

СообщениеДобавлено: 10-02, 22:36
Риола
Образ Мирового древа у кельтов

Образ Мирового древа у кельтских народов своеобразен и заметно отличается от скандинавского Иггдрасиля. Наиболее хорошо он известен по мифологии древней Ирландии. В отличие от скандинавов, в Мировом древе кельтов нет столь же детальной иерархической структуры. Ни горизонтальной, ни вертикальной. Для кельтов это, прежде всего, центр как таковой, цельный, неделимый внутри себя символ. В то же время, кельтское Мировое древо более «вещественно», имеет большую связь с деревьями реальными. Это не только объект иного мира, но и вполне земное воплощение символа. Более того, в отличие от Иггдрасиля, в нем нет идеи единственности, нет понимания его как универсального и единственного центра всей вселенной. Ирландцы знали пять Мировых Деревьев, являющихся символическими центрами пяти королевств Ирландии. Ни к другим кельтским государствам, ни, тем более, ко всему мирозданию эти деревья прямого отношения, по представлениям ирландцев, не имели.
Известны собственные имена этих деревьев. В предании «Старина мест» говорится о них: «Эо Росса, Эо Мугна, Биле Дате, Краэб Уисниг, Биле Тортан – всего пять деревьев». Из дальнейшего текста мы узнаем и видовую принадлежность каждого из них. Эо Росса – тис, Эо Мугна – дуб, Биле Дате, Краэб Уисниг и Биле Тортан – ясени. Более того, известна вполне материальная, земная история этих деревьев. Описано, например, кто и когда их посадил.
В чем же тогда их особое значение, связанный с ними символизм? Почему вообще они являются волшебными, мистическими деревьями? Ответ на эти вопросы содержится в ирландских мифах и, прежде всего, в предании «Установление владений Тары». Само их происхождение волшебно. Согласно преданию, семена, из которых выросли эти деревья, принес на ирландскую землю загадочный мифический персонаж Трефуйлнгид Трееохайр, о личности которого до наших дней не утихают споры кельтологов, склонных считать его одним из воплощений ирландского представлений о Властелине Мира, или даже Всевышним.
Его имя переводится как «могучий, поддерживающий», а описанный в предании облик не оставляет сомнений в его нечеловеческой природе: «Словно верхушки деревьев в лесу были его плечи, а между ног виднелись небо и солнце, ибо таков был его рост и благородство. Сияющее стеклянное покрывало было на нем, словно сотканное из тончайшего полотна. На ногах его были сандалии, но нельзя было узнать, из чего они сделаны. Желтые, словно золото, волосы вились у него до самых бедер. Каменные пластинки держал он в левой руке и ветвь с тремя плодами в правой, и вот что это были за плоды: орехи, яблоки и майские желуди, и все они были незрелыми». Далее добавляется, что ветвь, которую он держал в руках, была многоцветной, из золота и ливанского дерева.
Нечеловеческие свойства Трефуйлнгида и, одновременно, необычные свойства ветви, которую он держал в руках, подчеркиваются еще раз в разговоре, который состоялся затем у Трефуйлнгида с ирландцами:
- Сколько же вас на этом острове? – спросил Трефуйлнгид. – Хотел бы я видеть вас собравшимися в одном месте.
- Воистину не так и много, - ответил Конайнг, - и если такова твоя воля, то так тому и быть, но не возрадуется народ, что придется ему кормить и поить тебя.
- Не придется ему горевать, - ответил Трефуйлнгид, - ибо запах ветви, что держу я в своей руке, будет мне едой и питьем до скончания жизни.
Нетрудно догадаться, что от плодов именно этой чудесной ветви и произошли пять священных деревьев Ирландии. Установив разделение острова на пять королевств, Трефуйлнгид дал легендарному ирландскому герою Финтану «несколько ягод с ветви, что держал он в руке, а тот посадил их в тех местах, где, как полагал, смогут они расти. Отсюда и произошли деревья: Биле Тортан, Эо Роса, Эо Мугна, Кроеб Дайти и Биле Исниг».
В саге «Видение Фингена» женщина из волшебного народа сидов (эльфов) подтверждает Фингену эту историю, рассказывая ему про Эо Мугна: «Это – плод с ветви, что держал Всевышний, который пророс в правление Конанга Бекфиаклаха, брошенный рукой Финтана, сына Бохра». В то же время она приводит и другую версию: «Со времен Потопа сокрыто в Ирландии дерево … До нынешней ночи никогда не видел глаз человека этого дерева, имя которого Мугна. То дитя райского дерева. С могучими ветрами залетело сюда его семя и опустилось в долине Мугна». Так или иначе, добавляет она, «как это случилось, останется тайным».
С обычными растениями эти пять Священных деревьев сближает также то, что они смертны, подобно любому живому дереву. Известно даже, что они погибли. В «Установлении владений Тары» говорится о том, что «Финтан оставался и рассказывал ирландцам о старине, покуда не пережил эти деревья, что иссохли на его веку». Жизнь самого Финтана исчислялась многими веками, по легенде он был среди первых переселенцев на остров, высадившихся на берега Ирландии еще до потопа. То есть срок жизни пяти Священных деревьев тоже мог выходить за рамки обычного, но бессмертием они не обладали в любом случае.

В то же время, мы должны отметить еще одну особенность, которая вновь выводит эти деревья из ряда обычных растений. Как уже было замечено, это были тис, дуб и три ясеня. Однако, на ветви, которую принес Трефуйлнгид, росли орехи, яблоки и желуди. А сама ветвь была ливанского дерева. Более того, в предании «Старина мест» сказано про дуб Эо Мугна, что «девять сотен мер желудей приносил он и давал плоды трижды в год – прекрасные, невиданные яблоки, орехи, круглые и алые, словно кровь, да крепкие коричневые желуди».
Таким образом, в мифологии кельтов реальные и волшебные свойства Священных деревьев сочетаются и причудливым образом переплетаются, в результате чего формируется удивительный образ, относящийся одновременно к миру материальному и к сфере символического и чудесного.
В нашем рассказе о пяти кельтских деревьях мы неслучайно чаще называли их священными, а не Мировыми. Эо Мугна – «дитя райского дерева», но не само оно. Генеалогия этих деревьев, их земные свойства определяют онтологическую вторичность каждого из них в отдельности по отношению к Arbor Mundi, Мировому древу как таковому. В то же время, эти пять деревьев вместе образуют единый символ высшего порядка. Это не Ось Мира, а крест, концами и перекрестьем которого они и являются. Этот крест являлся для кельтов своеобразной системой координат, по которым была сориентирована структура их государства и устроена вся жизнь.
Сходную систему мы находим на другом континенте, в Центральной Америке, у майя и ацтеков. Согласно их представлениям, на крайнем севере, востоке, западе и юге мира располагаются четыре небесных дерева. Между ними, в центре мира растет огромное центральное дерево. Эти пять деревьев ответственны за организацию всей вселенной.

Статья взята отсюда: http://drunemeton.itersuum.ru/celt-tree.htm

СообщениеДобавлено: 27-12, 14:03
Lisena
Люблю дуб, липу, березу, каштан, но больше всего клен и... осину, несмотря на то, что часто она воспринимается, как негативное дерево :)

Вот статья про осину, правда, она больше на славянскую тему.

Осина
Шелестящие даже в самую безветренную погоду листья осины словно постоянно жалуются, сетуют на горькую долю. Нет ей покоя, вечно она обречена терзаться страхом и отчаянием, не дано ей ни плодоносить, ни давать тень. За что же впала осина в такую немилость?

По одной из христианских легенд, когда Богоматерь пряталась с младенцем Иисусом от преследователей под деревьями, те замолкали, чтобы не выдать ненароком Христа страже царя Ирода. Одна лишь осина продолжала шелестеть, за что и была проклята. По другой легенде осина оказалась проклятой за то, что позволила повеситься на себе Иуде Искариоту. Предавший Христа, мучимый раскаянием, пытался он найти дерево, которое согласится "принять" его. Накинул Иуда веревку на березу, но та смертельно побледнела; затем он подошел к груше, но она ощетинилась колючками; лишь осина пожалела его, за что и была проклята Богом… В кроне осины, по народным поверьям, гнездились черти. Поэтому стоять под осиной во время грозы считалось занятием опасным, т.к. бог метил молнией в чертей, и случайно мог задеть и человека.

Осина известна как одно из деревьев, забирающих любую энергию - и положительную, и отрицательную. В языческой же традиции, согласно Седиру, осина имела благое значения дерева, исполненного избытка жизни и препятствующее злу.

Астрологически осина - дерево Сатурна. Наиболее активна осина с 14 до 18 часов и в прохладное время. Энергию осины можно сравнить с сильным холодным душем.

На Руси не строили домов из осины, чтобы не навлечь на домочадцев постоянные напасти и болезни. Удар осиновой палкой по человеку ли, скотине ли мог закончиться их параличом. Связано это было с тем, чтобы жизненная сила человека вытягивалась деревом.

Всем известно, что неупокоенным мертвецам вбивали в грудь осиновый кол, тем самым вручая им билет в один конец - в мир мертвых. С той же целью в костры и могилы клали осиновые крестики - чтобы душа умершего могла как можно скорее добраться по прямому пути (осина - и есть путь, канал) на тот свет. В былинах встречается упоминание о том, что побежденную Бабу-Ягу придавливают к земле осиновыми корнями, т.е. отправляет в мир Нави.

У восточных славян есть сказка об обгоревшей осине, за которой путнику мерещился дом. Путник проводил в нем ночь, общался с хозяевами, а наутро выяснял, что ничего подобного не было, а сам он ночевал на земле. Т.е. осина выступала в роли "ворот", проводящих живое существо в нижний мир.

Осина работает как односторонний проводник. Поэтому считалась, что ветка осины, брошенная колдуном перед человеком, собьет последнего с дороги. Тропинка, по которой леший заманивает к себе, также устлана осиновыми ветвями. Если кто-то хотел покинуть раз и навсегда родные, но опостылевшие места, то ему следовало надломить ветку осины близ дороги, приговаривая: "пойду и осиною заломлю дорогу". Таким же способом отваживали русалок, топчущих хлеб.

Колдуны, желающие обернуться в волка, перекувыркивались через осиновый пень, тем самым преодолевая барьер между миром Яви и Нави. Колышек же осины, вбитый под основание дома, не давал возможности спокойно жить в нем, являя собой постоянный канал, ворующий силу, достаток и здоровье у хозяев, и раздражающий домового.

Несмотря на такое "дурное" прошлое, осина выступала незаменимым помощником для контактов человека с потусторонними силами. Все, что угодно, можно использовать и во благо, и во вред - конечный результат зависит от цели. Осина со своей "проклятостью" опознает чуждое человеку, то, что приходит извне, из другого мира. Она не пропускает в наш мир существа Нави, но служит отличным проводником из нашего мира в мир мертвых. Эта способность осины использовалась во многих сферах жизни людей. Осиновыми палочками подбирались предметы, на которых, как полагали, была наложена порча, и бросали в костер из осиновых же дров. Осиновой палкой очерчивали круг, если приходилось ночевать в лесу, и тогда можно было не опасаться проделок лешего. Когда становилось известно об угрозе эпидемии холеры, по четырем концам селения втыкались в землю свежесрубленные деревца осины, ограждающие людей от зла (болезни). В колыбель ребенка втыкали несколько осиновых прутиков, защищая малыша от дурных снов и слов. Заключая договор с лешим, стояли на стволе осины; на осиновые ветки или в осиновое корыто клали подмененного навьими существами ребенка, а затем били его, чтобы те поскорее забрали подменыша назад, и вернули родное дитя. В хлеву втыкали веточки осины, а телящимся коровам привязывали к рогу кусочек этого дерева, чтобы уберечь молоко. В случае предсмертной агонии колдуна или просто человека, считавшегося грешником, в потолок или крышу дома вбивали осиновый кол, чтобы облегчить "уход" в мир мертвых (по христианским поверьям, чтобы черт легче мог забрать душу).

На осину в народной медицине без ущерба для дерева сводили болезни, особенно лихорадки. "Передавая" болезнь дереву, просили: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!" Осиной же болезни "забивались", "пригвождались" и на ней "переносились" на другие объекты. Для этого несколько волос и ногтей больного заколачивали в осиновый ствол, или же просили больного коснуться дерева и гнать болезнь взашей; иногда развешивали на осине одежду больного или втыкали осиновый кол на то место, где случался эпилептический припадок с человеком. От судорог в ногах считалось хорошим средством приложить к ним осиновое полено. При головной боли хорошо постоять недолго рядом с осиной, прикоснуться к ней - боль становится слабее. Подобный же эффект оказывают осиновые спилы, положенные на больную часть тела. Регулярное общение с деревом также нормализует артериальное давление. При припадках эпилепсии у детей в косяк двери на уровне головы ребенка забивались волосы и ногти. Считалось, что как только ребенок "перерастет" отмеченное место, так болезнь отпустит его.

Иногда в обмен на здоровье человек давал обещание не наносить осине вреда - не ломать ее ветвей, не рубить, не жечь.

Известно и другое, не менее ценное свойство осины - она почти не подвержена гниению, даже соприкасаясь постоянно с водой и землей. Она легко отделяет "нижнее" от "верхнего", служа воротами, через которые не пройти. Поэтому, например, положенные в основу бани осиновые бревна позволяют баннику (одному из представителей мелкого народца) спокойно обитать близ человека, но не позволяют ему приводить к себе "гостей" и "родственников" из нижнего мира. Эта же особенность построения бани сделала ее незаменимым местом для родов, когда нарушается привычная граница миров, и обрядов очищения.

В быту из осины, стойкой к воде, делали корыта, кадушки, шайки; кора применялась при дублении кож, а также для получения желтого и зеленого красителя. Зимой охотники использовали осиновую кору в пищу, снимая усталость и повышая выносливость при длительных и тяжелых переходах. Корой и молодыми побегами кормят домашний и промысловый скот. С цветков осины пчелы собирают пыльцу, а с почек - клей, который перерабатывают в прополис. Осиновые веточки, положенные в квашенную капусту, не дают ей бродить. При сжигании осины в русской печи прочищается дымоход от сажи.

Информация отсюда http://www.witchmirror.ru/