Страница 2 из 4

СообщениеДобавлено: 27-07, 14:36
Риола
Возможно... надо перечитать.

Золото причиняет раздор в роду;
волк подрастает в лесах.
- это, по-моему, о Фенрире.

СообщениеДобавлено: 27-07, 14:54
Utsusemi
Думаю, да.

"Привязь не выдержит,
Вырвется Жадный..."

Так что если Золото не держать в оковах, все закончится очень печально...

СообщениеДобавлено: 27-07, 21:38
Риола
К сожалению, в последнее время в мире все измеряется исключительно золотом (точнее, его фантомными отражениями).

Град — самое холодное зерно;
Христос создал мир давно.

Во второй строке я, конечно, очень сомневаюсь - это даже и не христианская концепция, а ее скандинавское преломление из уст безграмотных миссионеров. Мне очень нравятся саги, где проповедник убеждает потенциальную паству, вызывая на поединок самого буйного викинга из противников... Легко представить, к каким трансформациям христианской концепции это приводило.

СообщениеДобавлено: 28-07, 07:08
Utsusemi
Это как с "Беовульфом": языческий эпос о языческих временах записал христианин... Ничего не поделаешь, воспитание накладывает свой отпечаток на восприятие текста :prankster:
Но когда я читаю о некоем персонаже, которого повесили/распяли на столбе, да еще копьем бок проткнули. меня начинает мучить легкое deja vu... :roll:

СообщениеДобавлено: 28-07, 11:24
Риола
И не только с Беовульфом.
О дежа вю - :roll: определенно)). Потому Христос сравнительно быстро мог завоевать если не уважение, то признание в северных странах как версия Одина.

СообщениеДобавлено: 29-07, 13:16
Zara
По поводу Христа и Одина. Читала у одного историка такоую вариацию. Всем известно, что скандинавы считали, что когда придет Рагнарек Локи освободится от своих пут и поведет войско на Асгард. Учитывая те факты, что Локи "женоподобный", как его называли, а на стягах с ликом Христа изображалось тоже весьма женственно лицо можно предположить, как реагировали скандинавы на пришествие такого бога. Смешать его с Одином? Боюсь, это было бы нереально.

СообщениеДобавлено: 29-07, 14:17
Риола
Мне все-таки думается, что могли, ведь мифологическая параллель очевидна.

СообщениеДобавлено: 29-07, 14:52
Utsusemi
Да уж давно пора было перенести поэмы отдельно... Что-то я протормозила в самом начале!

Из Старшей Эдды, "Прорицание Вельвы":
65. Нисходит тогда
мира владыка,
правящий всем
властелин могучий.
"Многие видят в этой строфе влияние христианства". как пишет Стеблин-Каменский. Как бы нам не хотелось, а оно было... Да и, думается, на мифологическое сходство обращали внимание больше, чем на "мордальное"...

СообщениеДобавлено: 29-07, 14:53
Elune
Однако же и тот, и другой висели на древе и обрели после этого некоторые возможности. Так что определенная параллель, конечно, есть. Впрочем, умирающий и воскресающий бог был не только в этих культурах.

СообщениеДобавлено: 29-07, 15:01
Utsusemi
И в догон - Исландская руническая поэма. Русский перевод не знаю чей...

er frænda róg
ok flæðar viti
ok grafseiðs gata
aurum fylkir.

Úr er skýja grátr
ok skára þverrir
ok hirðis hatr.
umbre vísi

Þurs er kvenna kvöl
ok kletta búi
ok varðrúnar verr.
Saturnus þengill.

Óss er algingautr
ok ásgarðs jöfurr,
ok valhallar vísi.
Jupiter oddviti.

Reið er sitjandi sæla
ok snúðig ferð
ok jórs erfiði.
iter ræsir.

Kaun er barna böl
ok bardaga [för]
ok holdfúa hús.
flagella konungr.

Hagall er kaldakorn
ok krapadrífa
ok snáka sótt.
grando hildingr.

Nauð er Þýjar þrá
ok þungr kostr
ok vássamlig verk.
opera niflungr.

Íss er árbörkr
ok unnar þak
ok feigra manna fár.
glacies jöfurr.

Ár er gumna góði
ok gott sumar
algróinn akr.
annus allvaldr.

Sól er skýja skjöldr
ok skínandi röðull
ok ísa aldrtregi.
rota siklingr.

Týr er einhendr áss
ok ulfs leifar
ok hofa hilmir.
Mars tiggi.

Bjarkan er laufgat lim
ok lítit tré
ok ungsamligr viðr.
abies buðlungr.

Maðr er manns gaman
ok moldar auki
ok skipa skreytir.
homo mildingr.

Lögr er vellanda vatn
ok viðr ketill
ok glömmungr grund.
lacus lofðungr.

Ýr er bendr bogi
ok brotgjarnt járn
ok fífu fárbauti.
arcus ynglingr.

Золото — это раздор в роду,
пожар во время потопа
и путь змеи.

Морось — это плач облаков,
растворитель кромки льда,
то, что ненавидит пастух.

Турс — это женское горе
и обитель скал
и муж Вард-руны.

Ас — праотец,
старший в Асгарде
и вождь Вальгаллы.

Верховая езда — благославенное занятие
и быстрое путешествие
и тяжкий труд для лошади.

Язва — для младенцев гибель
и страдание
и вместилище сгнившей плоти.

Град — холодное зерно
и дождь со снегом
и болезнь змей.

Нужда — это боль красавицы
и тяжкая доля
и черная работа.

Лёд — это корка воды
и крыша волнам
и опасность для смертных

Урожай приносит прибыль людям
и хорошее лето
и колосящиеся поля.

Солнце — это щит облаков
и сияние славы
и причина вечной печали льда.

Тюр — однорукий бог
и уцелевший в битве с волком
и хранитель храма.

Береза — ветвь, покрытая листвой,
и маленькое деревце
и молодая поросль.

Человек — это радость для человека
и нагромождение праха
и украшение кораблей.

Вода — это бурлящее озеро
и большой котел
и богатая рыбой страна.

Тис — это натянутый лук
и зазубренное железо
и гигантская стрела.

СообщениеДобавлено: 29-07, 21:21
Zara
Скорее имя поменял монах, записывающий поэму. Хотя бы чтобы не писать "бесовские имена" в манускриптах.

По поводу влияния христианства - не вижу в строках ничего, что противоречило языческому мировоззрению. Для христианина не может быть никакого понятия о "христианской мифологии", какой монах будет сравнивать Священно для него писание с какими-то сказками пробабки о бесах, в которые верят дикие люди? Это сейчас мы, имея широкий кругозор можем рассуждать о сходствах и различиях разных.. кхм.. богов.

P.S. Я говорю монах, потому что записывали поэмы именно монахи как едиснтвенные грамотные люди. И это стоит иметь в виду.

СообщениеДобавлено: 30-07, 08:34
Utsusemi
не вижу в строках ничего, что противоречило языческому мировоззрению.


Именно поэтому на первый план и выходят мифологические параллели, а не простое визуальное сходство. Так уж работает мифологическое сознание! А вот мы, современные люди, обремененные широким кругозором и аналитическим образом мысли (как-то коряво выразилась...) уже изобретаем слова вроде "мифологическая параллель", "мифология", "мировоззрение"... А вообще, "Нет ни одной восточной религии, в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога :D

Meldis, еще ты писала:
какой монах будет сравнивать Священное для него писание с какими-то сказками прабабки о бесах, в которые верят дикие люди

В средневековье еще как сравнивали! Для них, сама знаешь, это были не сказки, а самые натуральные бесы. И гоняли этих бесов только так! С. Павлова в книжке "Дорога к Единорогу рассказывает о монахе Вениамине, которого изгнали из монастыря за связь с эльфами. Еще в конце 19 века, "подозреваемых эльфов" сжигали на кострах, и церковь на полном серьезе разбирала подобные случаи - по делу произошла казнь или не по делу. К сожалению, сейчас не могу назвать ни имен, ни местности, где произошла последняя такая казнь. Случай этот описан у Михайловой в "Хозяйке судьбы. Образ женщины в традиционной ирландской культуре"

СообщениеДобавлено: 30-07, 09:28
Риола
Utsusemi писал(а):В средневековье еще как сравнивали! Для них, сама знаешь, это были не сказки, а самые натуральные бесы. И гоняли этих бесов только так!

Совершенно точно, и у Мюррей в "Боге ведьм" описано очень много таких случаев. Причем именно эльфов-мужчин, вступивших в связь с женщинами, называли инкубами, а женщин-эльфов - суккубами. Как пишет Мюррей, их не брал ни крест, ни молитвы, единстевнное, что их пронимало - железо.

СообщениеДобавлено: 30-07, 12:30
Zara
И все же, мне думается, было простая подмена имен.

СообщениеДобавлено: 30-07, 12:39
Utsusemi
Мня... Что-то я потеряла нить разговора... :pardon:
Никто и не спорит, что произошла подмена имени. Потому и произошла, что два образа слегка путались, особенно у средневековых монахов, и разницы между ними особой не видели, особенно простые миряне.