Страница 1 из 1

История Таро

СообщениеДобавлено: 10-01, 13:31
Риола
О происхождении карт Таро выдвигались и выдвигаются самые разные версии, такие, как: они пришли из Древнего Египта, из Атлантиды, их придумали мудрецы, дабы сохранить сакральные знания после пожара Александрийской библиотеки, они пришли с Дальнего или Среднего Востока, их принесли из Индии цыгане... Короче говоря, истоки Таро доподлинно неизвестны.
Что можно сказать достаточно точно, это то, что в Европе карты Таро были изобретены в XIV веке и имели вполне прикладное значение - их использовали для обучения людей, не умеющих читать и писать. Кроме этого, в Таро играли в гостиных знать. Самыми старыми считаются колоды Жакмена Григонтье, колода семейства Висконти-Сфорца и колода "Тароччи" Мантеньи.
С изобретением печатного станка Таро получили большое распространение и среди простолюдинов. В 1781 году, после заявления масона и протестантского священника Кура де Жеблена о том, что в истоках Таро лежит тайная древнеегипетская "Книга Тота", интерес к ним невероятно возрос.
К началу 1800 годов Таро уже используются для предсказания судьбы. Таро той эпохи основывались на колоде Григонье, владельцем которой был король Карл VI Французский. Многие колоды средних веков были всего лишь ее вариантами.
Во время подъема оккультизма в середине 1850 гг. Элифас Леви выдвинул теорию о тесной связи 22 карт Таро и 22 букв иврита, что вызвало новый всплеск интереса к картам. Популярности Таро не мешали ни смутные истоки их происхождения, ни то, что каббалистические символы были намеренно привнесены в карты.
Незадолго до конца 19 века орден "Золотой Рассвет" вплотную занялся теорией и практикой Таро. Члены Ордена высоко ценили Таро, видя в них прекрасное средство обучения и медитации. Ими была разработана своя колода Таро, включающая в себя все возможные символические соответствия карт с астрологией, Каббалой, системой Сефирот, стихиями. В Ордене также были предприняты первые попытки увязать систему Таро, сефирот и чакровую систему человека, именно в этот исторический период ставшую популярной на западе.

СообщениеДобавлено: 05-08, 15:38
Риола
Большая и содержательная статья о Таро в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0% ... 1%80%D0%BE

СообщениеДобавлено: 05-08, 21:13
Мира Ель
Риола, спасибо, с удовольствием почитала и просмотрела!

СообщениеДобавлено: 06-08, 08:38
Риола
Пожалуйста! :)

СообщениеДобавлено: 06-08, 12:01
Lisena
Риола, спасибо за ссылку на вики:)

Могу добавить вот такую статейку:

История Таро
Автор статьи: Шеллир

Самая красивая легенда о происхождении колоды гласит, что примерно в XVI веке до нашей эры стране Та-Кем, Египту, грозило нашествие гиксосов, которые к тому времени уже захватили несколько египетских городов в дельте Нила. И жрецы Тота-Ибиса, опасавшиеся, что царство фараонов уже не возродится, собрались на совет, чтобы решить, как сохранить тайное знание, копившееся у них столетиями. Тогда на 78 золотых пластинок была нанесена квинтэссенция сакральных жреческих знаний и была создана Книга 78 Золотых страниц, или «Та-Рош» («Дорога Царей»), которая чудом пережила пожар Александрийской библиотеки, устроенный халифом Омаром и была вывезена из Египта греками. Картинки, изображенные на 22 Старших Арканах представляли собой копии 22 барельефов, находившихся в одном из подземных коридоров Храма Тота, где жрецы и фараоны получали посвящение, переходя от изображения к изображению, а символы, располагающиеся на картах вокруг картинок, несут в себе зашифрованное тайное знание.

К сожалению, египетская версия хоть и красива, но не выдерживает никакой критики. Она была сформулирована только в 1781 году Куртом де Гебеллином в его работе «Le Monde Primitiff» и активно поддерживалась господином Джузеппе Бальзамо, который никогда не упускал возможности при гадании с помощью Таро намекнуть, что эта гадальная система самая древняя из тех, что дошли до наших дней, и, разумеется, самая верная )) Кроме того, попытки провести параллели между египетской мифологической и/или изобразительной системой и символическими фигурами Старших Арканов, всегда выглядят «притянутыми за уши» - они слишком разные.

Еще одна версия, о китайском происхождении, тоже не вызывает у меня доверия. Она рассказывает, что в средневековом Китае на бумажные деньги наносились портреты императора, императрицы, придворных и военачальников, и подданные Поднебесной использовали эти денежки не только для взаиморасчетов, но и для азартных игр.

Ну что тут сказать… Поднебесная шла на выпуск бумажных денег только в случаях глубоких финансовых кризисов, и мне кажется сомнительным, чтобы на этом «позоре Империи» еще и портреты Сына Неба печатали.

Самой убедительной кажется версия об индийском происхождении колоды. Во-первых, в Индии примерно с 9-10 вв. нашей эры существовала игра, осуществлявшаяся с помощью пластинок, на которые были нанесены изображения богов и царей. В игре могло быть четыре, восемь, девять или двенадцать мастей, но в каждой из мастей обязательно присутствовали десять очковых карточек и две старшие – Король (шах, раджа) и Министр (визирь, мантрин). Мастями могло служить фактически что угодно – от сторон света (четырехмастная игра) до аватар бога Вишну (девяти- или двенадцатимастная игра). Игра называлась Ганджифа, и, вероятнее всего, была собственным индийским изобретением - об этом свидетельствует в своей книге "Айн-и-Акбари" Абул Фазал (он же Абул Фазл, Абул-Фузил), историограф при дворе императора Акбара, который, кстати, упоминает и о существовании неигровой версии этих же карт, использующейся для прорицаний.

Позже карты перекочевали с купцами и путешественниками западнее, в Аравию и Палестину. А после крестовых походов, видимо, были привезены в Европу тамплиерами, которые, похоже, видели в колоде некую сакральную систему, или же просто заинтересовались новым предсказательным оракулом.

Кстати, в пользу того, что карты имели индийское происхождение, говорит и то, что первые попавшие в Европу карты, были исполнены на тонких пластинках слоновой кости и сандалового дерева – традиционных индийских материалах.

Из существующих тогда орденов воинствующих монахов, Рыцари Храма более других были увлечены духовно-философской и религиозной проблематикой, многие из них занимались алхимией, магией и прочими науками, и именно они вполне могли создать на основе игральных карт систему для посвящения и гаданий.

В защиту тамплиерской теории говорит и то, что «в массы» в Европе колода попала в начале XIV века, именно тогда, когда орден Рыцарей Храма подвергся гонениям и был уничтожен. Вполне в духе этого ордена было, дабы тайное знание не потерялось, ввести моду на колоду карт, годную и для азартной игры, и для развлечения, и для предсказания, и для постижения тайн. Кроме того, карты одновременно появляются в северной Италии, как «тароччи» и в Германии, как «тарок», а в обеих этих странах у тамплиеров было довольно много собственных земель.

Кстати, и духовные преемники тамплиеров – масоны и розенкрейцеры, - придавали картам Таро большое значение. Мэнли П. Холл в одной из своих работ указывает, что в ранних публикациях братства Розы и Креста встречается термин ROTA MUNDI («колесо мира» или «изменчивость мира»). Учитывая любовь членов европейских тайных обществ к кодам, загадкам и шифровкам, можно предположить, что ROTA – не что иное, как анаграмма слова TARO.

К концу XIV века карты приобрели огромную популярность и именно тогда осуществилось окончательное разделение на гадательную систему Таро и на игральные карты Тарок.

Изобретение одной из самых популярных игр на Таро – болонского тарочина – приписывается Франческо Фабиа, принцу Пизы. В этой игре Старшие Арканы считались козырями, а «магичность» игры подчеркивалась тем, что игроки ходили только против часовой стрелки, и никак иначе )

В символику игральных карт вносилось множество произвольных изменений. Так, монеты или диски за время существования карточных игр успели побывать львами, солнечными ликами, щитами, бубенцами, лампадами, грошами; жезлы – трилистниками, желудями, крестами; чаши – яблоками и сердцами, мечи – копьями, дубовыми листьями, виноградными гроздьями. Менялся и состав колоды – со временем из классической игровой колоды исчезли рыцари и специфические козыри-арканы.

Еще мне хотелось бы добавить вот что: практически в любой современной колоде Таро на каждой карте можно увидеть ее название, порядковый номер, некоторые каббалистические и астрологические символы, буквенные обозначения (как, к примеру, в колоде Этейллы). Так и хочется думать, что это выверенные столетиями параллели, которые гадатели древности после долгих раздумий наносили на свои карты.

Так вот, хочу расстроить всех приверженцев этой теории: на самых ранних картах, изображения которых дошли до наших дней, на колоде Висконти-Сфорца (колода была создана художником Бонифацио Бембо в качестве подарка к свадьбе, соединившей семейства Сфорца и Висконти) – нет вообще никаких обозначений. Только картинки (самые любознательные могут взглянуть на изображение карт колоды здесь: http://www.taro.ru/Visconti-Sforza/describe.htm ) Астрологические же параллели были проведены только в XVIII веке Куртом де Геббелином, а кабалистические – и вообще в середине XIX века, французским оккультистом Элифасом Леви (Альфонсом Луи Констаном).

Окончательная обработка Таро была совершена в конце XIX века английским Герметическим орденом «Золотой рассвет». Именно в их среде была создана самая популярная на сегодняшний день колода – Таро Райдера-Уайта. Эта колода удобна для работы с нею тем, что, в отличие от существовавших до нее версий колод Таро, состоявших из 22 козырей-картинок и 56 очковых карт, в Таро Райдера-Уайта все семьдесят восемь карт представлены символическими и аллегорическими рисунками, облегчающими запоминание и помогающими в трактовке карт.

СообщениеДобавлено: 06-08, 13:07
Риола
Lisena, интересная статья :good:
Все-таки мне кажется, что Таро - средневековое изобретение, причем именно европейское. В эрзацах колоды нет абсолютно ничего восточного, зато четко прослеживается параллель с западноевропейской гравюрой, иллюстрациями к часословам 12-13 вв., даже к "Декамерону" Бокаччо.