Риола, спасибо за ссылку на вики:)
Могу добавить вот такую статейку:
История Таро
Автор статьи: Шеллир
Самая красивая легенда о происхождении колоды гласит, что примерно в XVI веке до нашей эры стране Та-Кем, Египту, грозило нашествие гиксосов, которые к тому времени уже захватили несколько египетских городов в дельте Нила. И жрецы Тота-Ибиса, опасавшиеся, что царство фараонов уже не возродится, собрались на совет, чтобы решить, как сохранить тайное знание, копившееся у них столетиями. Тогда на 78 золотых пластинок была нанесена квинтэссенция сакральных жреческих знаний и была создана Книга 78 Золотых страниц, или «Та-Рош» («Дорога Царей»), которая чудом пережила пожар Александрийской библиотеки, устроенный халифом Омаром и была вывезена из Египта греками. Картинки, изображенные на 22 Старших Арканах представляли собой копии 22 барельефов, находившихся в одном из подземных коридоров Храма Тота, где жрецы и фараоны получали посвящение, переходя от изображения к изображению, а символы, располагающиеся на картах вокруг картинок, несут в себе зашифрованное тайное знание.
К сожалению, египетская версия хоть и красива, но не выдерживает никакой критики. Она была сформулирована только в 1781 году Куртом де Гебеллином в его работе «Le Monde Primitiff» и активно поддерживалась господином Джузеппе Бальзамо, который никогда не упускал возможности при гадании с помощью Таро намекнуть, что эта гадальная система самая древняя из тех, что дошли до наших дней, и, разумеется, самая верная )) Кроме того, попытки провести параллели между египетской мифологической и/или изобразительной системой и символическими фигурами Старших Арканов, всегда выглядят «притянутыми за уши» - они слишком разные.
Еще одна версия, о китайском происхождении, тоже не вызывает у меня доверия. Она рассказывает, что в средневековом Китае на бумажные деньги наносились портреты императора, императрицы, придворных и военачальников, и подданные Поднебесной использовали эти денежки не только для взаиморасчетов, но и для азартных игр.
Ну что тут сказать… Поднебесная шла на выпуск бумажных денег только в случаях глубоких финансовых кризисов, и мне кажется сомнительным, чтобы на этом «позоре Империи» еще и портреты Сына Неба печатали.
Самой убедительной кажется версия об индийском происхождении колоды. Во-первых, в Индии примерно с 9-10 вв. нашей эры существовала игра, осуществлявшаяся с помощью пластинок, на которые были нанесены изображения богов и царей. В игре могло быть четыре, восемь, девять или двенадцать мастей, но в каждой из мастей обязательно присутствовали десять очковых карточек и две старшие – Король (шах, раджа) и Министр (визирь, мантрин). Мастями могло служить фактически что угодно – от сторон света (четырехмастная игра) до аватар бога Вишну (девяти- или двенадцатимастная игра). Игра называлась Ганджифа, и, вероятнее всего, была собственным индийским изобретением - об этом свидетельствует в своей книге "Айн-и-Акбари" Абул Фазал (он же Абул Фазл, Абул-Фузил), историограф при дворе императора Акбара, который, кстати, упоминает и о существовании неигровой версии этих же карт, использующейся для прорицаний.
Позже карты перекочевали с купцами и путешественниками западнее, в Аравию и Палестину. А после крестовых походов, видимо, были привезены в Европу тамплиерами, которые, похоже, видели в колоде некую сакральную систему, или же просто заинтересовались новым предсказательным оракулом.
Кстати, в пользу того, что карты имели индийское происхождение, говорит и то, что первые попавшие в Европу карты, были исполнены на тонких пластинках слоновой кости и сандалового дерева – традиционных индийских материалах.
Из существующих тогда орденов воинствующих монахов, Рыцари Храма более других были увлечены духовно-философской и религиозной проблематикой, многие из них занимались алхимией, магией и прочими науками, и именно они вполне могли создать на основе игральных карт систему для посвящения и гаданий.
В защиту тамплиерской теории говорит и то, что «в массы» в Европе колода попала в начале XIV века, именно тогда, когда орден Рыцарей Храма подвергся гонениям и был уничтожен. Вполне в духе этого ордена было, дабы тайное знание не потерялось, ввести моду на колоду карт, годную и для азартной игры, и для развлечения, и для предсказания, и для постижения тайн. Кроме того, карты одновременно появляются в северной Италии, как «тароччи» и в Германии, как «тарок», а в обеих этих странах у тамплиеров было довольно много собственных земель.
Кстати, и духовные преемники тамплиеров – масоны и розенкрейцеры, - придавали картам Таро большое значение. Мэнли П. Холл в одной из своих работ указывает, что в ранних публикациях братства Розы и Креста встречается термин ROTA MUNDI («колесо мира» или «изменчивость мира»). Учитывая любовь членов европейских тайных обществ к кодам, загадкам и шифровкам, можно предположить, что ROTA – не что иное, как анаграмма слова TARO.
К концу XIV века карты приобрели огромную популярность и именно тогда осуществилось окончательное разделение на гадательную систему Таро и на игральные карты Тарок.
Изобретение одной из самых популярных игр на Таро – болонского тарочина – приписывается Франческо Фабиа, принцу Пизы. В этой игре Старшие Арканы считались козырями, а «магичность» игры подчеркивалась тем, что игроки ходили только против часовой стрелки, и никак иначе )
В символику игральных карт вносилось множество произвольных изменений. Так, монеты или диски за время существования карточных игр успели побывать львами, солнечными ликами, щитами, бубенцами, лампадами, грошами; жезлы – трилистниками, желудями, крестами; чаши – яблоками и сердцами, мечи – копьями, дубовыми листьями, виноградными гроздьями. Менялся и состав колоды – со временем из классической игровой колоды исчезли рыцари и специфические козыри-арканы.
Еще мне хотелось бы добавить вот что: практически в любой современной колоде Таро на каждой карте можно увидеть ее название, порядковый номер, некоторые каббалистические и астрологические символы, буквенные обозначения (как, к примеру, в колоде Этейллы). Так и хочется думать, что это выверенные столетиями параллели, которые гадатели древности после долгих раздумий наносили на свои карты.
Так вот, хочу расстроить всех приверженцев этой теории: на самых ранних картах, изображения которых дошли до наших дней, на колоде Висконти-Сфорца (колода была создана художником Бонифацио Бембо в качестве подарка к свадьбе, соединившей семейства Сфорца и Висконти) – нет вообще никаких обозначений. Только картинки (самые любознательные могут взглянуть на изображение карт колоды здесь:
http://www.taro.ru/Visconti-Sforza/describe.htm ) Астрологические же параллели были проведены только в XVIII веке Куртом де Геббелином, а кабалистические – и вообще в середине XIX века, французским оккультистом Элифасом Леви (Альфонсом Луи Констаном).
Окончательная обработка Таро была совершена в конце XIX века английским Герметическим орденом «Золотой рассвет». Именно в их среде была создана самая популярная на сегодняшний день колода – Таро Райдера-Уайта. Эта колода удобна для работы с нею тем, что, в отличие от существовавших до нее версий колод Таро, состоявших из 22 козырей-картинок и 56 очковых карт, в Таро Райдера-Уайта все семьдесят восемь карт представлены символическими и аллегорическими рисунками, облегчающими запоминание и помогающими в трактовке карт.
Кто, если не мы?..