Добавлено: 17-08, 07:40
Меня всегда слегка волновал вопрос о том, насколько те, кто претендует на "звание шамана" соответствуют этим своим заявлениям. Людей с довольно-таки сильными способностями, в общем-то, немало, но найти их среди тех, кто "шаманит" на удачное проведение сделки или какого-то полит. мероприятия, выдает всякие "дипломы шамана пятой категории" весьма сложно. Одно время я серьезно этим интересовалась, читала всякие книжки, разговаривала... как я теперь понимаю, с теми, кто делал вид, что шаман. Пришла кое к каким выводам... (ужасть! до чего дошла! "Кое к каким чуть через дефис не написала!!! )
Можно пару слов о "Белых шаманах"? Их часто путают с просто шаманами, особенно исследователи. По материалам В.И. Харитоновой и Е.Е. Ямаевой.
Обычно шаманам (которые "находятся на периферии сакрального") противопоставляют сакральный центр со светскими лидерами, исполняющими сакральные функции (Старейшины, богатыри, вожди и т.д.). Однако скорее шаманы находятся в этом самом "центре сакрального", там где человек соприкасается с действительно неизведанным, а не с религией и ее ритуалами. Те, кого называют "белыми шаманами" как раз и занимаются такими практиками - проводят ритуалы, обращения к божествам верхнего мира, божествам-покровителям. Они не-шаманы, не обладают талантами, необходимыми для глубокого ИСС, но прекрасно знакомы с подобными вещами; Харитнова называет их "Приобщенными"; т.е., они "в курсях" шаманских приемов, техник мировоззрения. Зачастую обязанности таких жрецов выполняли сказители: традиционное творчество подчиняется определенным законам, и петь эпос это все равно что, как заметила Нимурмура, рассказывать сказку ребенку. ну, примерно то же.
Шаманы часто и не допускались на ритуалы, проводимые белыми шаманами. Это и понятно: ритуал требует соблюдения (более менее точного, лучше более
) рисунка ритуала и, само собой. четкого контроля над своими действиями; в общем-то здесь мало-простора для индивидуального творчества. А шаманы в глубоком ИСС совершенно непредсказуемы - это основа их искусства. Камлание должно быть драматично, остро, непредсказуемо; оно, говоря языком этнологов-психологов - "индивидуально-творческий акт". Некий алтайский шаман сказал о ритуалах белых шаманов: "когда идет такое камлание, шаману там делать нечего".
Хотела бы еще немного рассказать о шаманах без бубна...
Можно пару слов о "Белых шаманах"? Их часто путают с просто шаманами, особенно исследователи. По материалам В.И. Харитоновой и Е.Е. Ямаевой.
Обычно шаманам (которые "находятся на периферии сакрального") противопоставляют сакральный центр со светскими лидерами, исполняющими сакральные функции (Старейшины, богатыри, вожди и т.д.). Однако скорее шаманы находятся в этом самом "центре сакрального", там где человек соприкасается с действительно неизведанным, а не с религией и ее ритуалами. Те, кого называют "белыми шаманами" как раз и занимаются такими практиками - проводят ритуалы, обращения к божествам верхнего мира, божествам-покровителям. Они не-шаманы, не обладают талантами, необходимыми для глубокого ИСС, но прекрасно знакомы с подобными вещами; Харитнова называет их "Приобщенными"; т.е., они "в курсях" шаманских приемов, техник мировоззрения. Зачастую обязанности таких жрецов выполняли сказители: традиционное творчество подчиняется определенным законам, и петь эпос это все равно что, как заметила Нимурмура, рассказывать сказку ребенку. ну, примерно то же.
Шаманы часто и не допускались на ритуалы, проводимые белыми шаманами. Это и понятно: ритуал требует соблюдения (более менее точного, лучше более
) рисунка ритуала и, само собой. четкого контроля над своими действиями; в общем-то здесь мало-простора для индивидуального творчества. А шаманы в глубоком ИСС совершенно непредсказуемы - это основа их искусства. Камлание должно быть драматично, остро, непредсказуемо; оно, говоря языком этнологов-психологов - "индивидуально-творческий акт". Некий алтайский шаман сказал о ритуалах белых шаманов: "когда идет такое камлание, шаману там делать нечего".
Хотела бы еще немного рассказать о шаманах без бубна...